На грани экологической катастрофы: на Луганщине из-за обстрелов затоплены три шахты

Три шахты Луганской области прекратили водоотлив из-за постоянных обстрелов. В результате шахты «Золотое» и «Тошковская» уже затопило. «Карбонит» на грани окончательного затопления.

Об этом сообщает сайт «Свои.Сити» со ссылкой на «Вильне радио».

Затопление шахт приведет к просадке грунта и выходу на поверхность газа метана. Какие последствия это будет иметь для региона разбирались журналисты вместе с киевским гидрогеологом Евгением Яковлевым.

Шахты «Золотое» и «Тошковская» затопило на прошлой неделе. Из-за обстрелов ремонтные бригады не могли восстановить поврежденные линии электроснабжения.

Алексей Бабченко, руководитель Горской городской ВГА рассказал изданию, что затопление шахт это огромная проблема и сделать уже ничего нельзя.

«Произошла очень большая катастрофа, На шахте «Золотое» все утонуло уже, откачивать шахтную воду никак невозможно. И шахта «Тошковская» уже утонула — все утонуло с насосами и энергетическими установками. Уже невозможно остановить подтопление шахт. Сегодня поступила информация, что есть подтопление шахты «Карбонит». А она сухая, там нет такого водоотлива; будут пытаться что-нибудь сделать, но что ты сделаешь…» — сказал Алексей Бабченко.

Шахта «Золотое» держала на себе основную гидрологическую нагрузку в районе. Откачка воды на ней не давала затопить все ближайшие шахты. Остановка этого процесса обязательно приведет к деформации поверхности земли, считает горный инженер, гидрогеолог Евгений Яковлев.

«В ближайшие месяцы начнутся деформации поверхности, разрывы сетей в самом Золотом и поселках вокруг. Есть риск выхода газа метана в новых местах. В том числе подвалы жилых и промышленных помещений и риск взрывов. Это и угроза загрязнения Попаснянского водозабора и местных источников водоснабжения», – рассказал Яковлев.

Процесс прекращения водоотлива и затопления смежных шахт необратим. Последствия которого тяжелее, чем последствия войны. Ведь инфраструктуру можно восстановить, а что делать с просадкой грунта и загрязнением воды не ясно. В результате мы получим пустынные территории не пригодные для жизни.

«Эта территория не будет трофеем. Оккупант получит нежизнеспособную территорию с затопленными, заболоченными, засоленными участками, с отсутствием воды питьевого качества. С очень низким потенциалом восстановления жизнедеятельности. Эти процессы нарастают, активизируются, потому что количество закрытых шахт увеличивается. им угрожает неуправляемый подъем уровней шахтных вод», – объясняет гидрогеолог.

Если воду из шахт не откачивать, они будут подниматься к земной поверхности со скоростью примерно до 100-120 метров в год. Свой водоотлив шахта «Золотое» держала на глубине около 570 метров. Поэтому ориентировочно за 4-6 месяцев шахтные воды могут выйти на высокий порог опасности для источников водоснабжения в районе. Яковлев советует местным властям определить резервные точки водоснабжения и отслеживать гидрохимические показатели качества воды. Для этого нужно пробурить бюветы, но будет ли это делать власть? Вопрос остается открытым. Все усилия сегодня сосредоточены на эвакуации местных жителей.