Дешевая водка, плохая колбаса и допросы «на подвале»: как выживает оккупированный Старобельск

Старобельск на Луганщине уже третий месяц находится под оккупацией Российской Федерации. Местные жители рассказали о гуманитарных и продовольственных проблемах, которые возникли в результате захвата города оккупационными войсками.

Об этом сообщают «Старобільські новини«.

С началом оккупации Старобельска в город прекратились поставки привычных товаров, опустели прилавки в магазинах, а оставшиеся товары продавали с огромной наценкой.

На сегодняшний день владельцы магазинов смогли найти новых поставщиков и пополнить полки в своих магазинах, а жители города уже успели оценить новые цены на продукты питания, средства гигиены и одежду.

Как утверждают владельцы магазинов, рост цен — это не их прихоть, а вынужденная мера, потому что большинство товаров поступает из Луганска, где заводы поставщиков повысили цену. (Вроде бы с ростом спроса и оптовыми закупками себестоимость должна уменьшаться, но где экономика, а где «ЛНР»?). Уменьшение цен также не прогнозируют, потому что у местных жителей нет альтернативы (разве что делать пропуски и ехать в Луганск), а жители Купянска, которые начали приезжать в город за продуктами, заплатят любую цену, потому что у них никаких поступлений нет.

Многие уже успели оценить качество новых продуктов. Поэтому те, кто надеялись полакомиться свежей колбаской, или отведать куличи на Пасху, немного испортили себе настроение. Не пусты и полки алкогольных товаров. Их пополнили бутылки с «беленькой» по вполне доступным ценам – хоть какая-то категория жителей будет удовлетворена.

Полки с моющими средствами пополнились новыми торговыми марками. А местные предприниматели быстро выполнили переоценку старых запасов с наценкой в ​​150-200%. Пройдя мимо магазина или походив по базару, можно не раз услышать разговоры взволнованных покупателей о «кусающих» ценах, никудышном качестве и «куда же смотрит новая власть?» А так называемая «власть» якобы собиралась контролировать рост цен, но, судя по всему, это касается только горючего и водки.

Яна Литвинова – городской голова Старобельска, вынужденная была уехать из-за давления русских оккупантов.

В интервью «Свои» она объясняет: не смотря на проукраинские акции протеста, защитить город без оружия не удалось. В Старобельске сегодня назначена незаконная оккупационная власть, которая руководит единолично, убеждает бюджетников сотрудничать и оформлять документы «ЛНР». Не способна обеспечить местных жителей лекарствами и средствами гигиены. Что произошло? Российские войска захватили Старобельск в Луганской области в первую неделю войны.

Несмотря на большое количество техники, вооруженных солдат местные выходили на мирные акции с украинскими флагами, чтобы засвидетельствовать — здесь украинская земля. Литвинова убеждена, что большая цель россиян — встреча их цветами, провалилась. Поняв это, боевики начали запугивать жителей.

«Они сразу начали обследовать дома, искать активистов, людей, работавших в силовых структурах. Были случаи, которые семьями забирали на допросы. К счастью, этим людям удалось поехать на территорию Украины», – говорит она. В чем суть? Литвинова вспоминает, из-за местных коллаборантов ей предлагали встретиться. Поговорить о дальнейшей работе на оккупанта. Она уверяет, что россияне действовали по стандартной схеме. Сначала прощупывали настроения населения и власти, затем давили психологически, пытаясь склонить свою сторону. Ей, например, обвиняли в организации проплаченных митингов в поддержку Украины.

«С первых дней я заявила свою позицию — меня избрали народом по законам Украины. Я работаю ради развития общества, государственности. В телефонном разговоре мне говорили, что я должна прийти поговорить о налаживании диалога. Передать имущество. Я ответила очень грубо – под чьи-то флаги и что-то передавать не буду», – рассказывает городской голова.

В начале марта россияне назначили новую, лояльную к себе администрацию.

«У них структура существенно отличается. Нет каких-либо выборных должностей, нет права голоса у людей. У них есть назначенные лица. Городом управляет Александр Николаевич Гончаров. Он был мэром с 2010 по 2015 год. За него на последних выборах проголосовали несколько сотен горожан из тридцати тысяч», — объясняет Литвинова.

В Старобельске захватчиков удивило все. Начиная от ремонтов в школах и зданиях администрации – заканчивая техникой спасателей. По информации городского головы, сегодня в городе происходит «национализация имущества», которое вывозится в неизвестном направлении. По ее мнению, люди сегодня заложники ситуации. После захвата города оккупанты заглушили украинский сигнал и связь. Российское телевидение показывает «идеальный мир», но забывает рассказать об отсутствии на увлеченных территориях привычных и необходимых вещей.

«Если посмотреть паблики мы поймем, что происходит на самом деле. Мы узнаем о ценах, отсутствии лекарств, к которым привыкли люди, и средствам гигиены для женщин. Люди, получающие деньги на карту, не могут их использовать. В 21 веке это удивительно”. Несмотря на то, что город частично разрушен и идет война, старобельчанам рассказывают, что нужно жить по-новому и все структуры работают. Бюджетников заставляют сдавать данные паспортов и идентификационных номеров, чтобы зарегистрировать карты в рассрочку, но что это будут за карты — никто не объясняет.