Ситуация с принудительным призывом на оккупированных частях Донбасса ухудшается, несмотря на уверения боевиков о ее якобы приостановке.
Как отметил еще в начале мая Дмитрий Лубинец, председатель Комитета Верховной Рады Украины по правам человека, а ныне омбудсмен:
«Ситуация с правами человека на оккупированных частях Донбасса идентична, нет разницы либо в Донецкой области, либо в Луганской. Нарушения прав человека, которые происходят в Донецкой области, происходят на всех территориях, находящихся под контролем Российской Федерации. Это нарушение базовых прав на жизнь, на здоровье, на свободу передвижения, на свободное выражение своего мнения на родном языке. Российская Федерация делает все, чтобы уничтожить наше государство.
Проходит открытый геноцид, делается все, чтобы украинцы просто исчезли с карты национальностей нашей планеты». Кроме того, первое, что приносили с собой так называемые «освободители» после перехода города или населенного пункта под их контроль – это принуждение, в первую очередь, мужчин к «защите Родины». Так это кажется людям, которые не успели или не смогли выехать на подконтрольную территорию Украины.
«Я не могу покинуть Станицу Луганскую после ее захвата. Я ищу возможность безопасно уехать, но у меня есть информация, что люди в камуфляже от военной комендатуры «ЛНР» уже ходят по домам и выискивают мужчин призывного возраста. Я вынужден прятаться дома и не выходить на улицу», — сообщил мужчина, имя которого мы не будем указывать для его безопасности.
Из разных источников известно, что на оккупированных территориях мужчин вылавливают на улице, подстерегают возле магазинов, могут даже забрать мужчину, который отводил собственного ребенка в детский сад, и боевиков не обходит, многодетен он отец, или человек с инвалидностью. Призывной возраст там «расширен» – от 18 до 65 лет. У них есть план, который выполняют коллаборанты и люди, поклявшиеся на верность непризнанным республикам. Просто берут мужчину соответствующего возраста, сажают в машину и отправляют на фронт воевать против своих же украинских братьев, родственников, потому что этого требует система. Это, конечно, часть плана по уничтожению украинцев как нации. Российская Федерация в этом смысле его перевыполнила, не раз нарушив кучу международного законодательства
«Я каждый раз, идя на работу, заряжаю телефон, Бог его знает, вернусь ли с работы. Здесь оно волнами, есть приказ – хватают всех подряд на улицах, потом можно некоторое время ходить спокойно, потом снова охотятся. Туда везут автобусами всех, кого поймали, а обратно приходят рефрижераторы. Уже полпоселка похоронили на кладбище так», — отмечает источник из оккупированного Тореза Донецкой области.
Нынешняя ситуация с принудительным призывом мужчин в ОРДЛО ничем не лучше. Из официальных украинских источников известно, что в ОРДЛО мужчины увольняются с предприятий критической инфраструктуры, чтобы избежать «мобилизации», ведь вторая волна «мобилизации» на оккупированной части Луганщины приобрела черты тотальной.
На брифинге, который состоялся в Медиа Центр Украина — Укринформ, глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай сообщил:
«Ситуация с мобилизацией на оккупированной Луганской области ужасная вот почему. Если первую волну проводили так называемые «эленеровцы», у мужчин была возможность как-то откупиться или навести какие-то доводы, то вторая волна оказалась более жесткой: военные получили четкое распоряжение как можно больше людей поставить на передовую».
После огромных потерь, понесенных российской армией во время наступления на позиции Вооруженных Сил Украины, на оккупированной территории забирают в армию просто всех.
«Мужчины увольняются и с шахт, и даже с коммунальных предприятий критической инфраструктуры, потому что в случае, когда они трудоустроены официально, к ним приходят на работу и вручают повестки. Сейчас они даже не проходят медицинскую комиссию», — добавил глава ЛОВА.
Относительно оккупированной части Донбасса от того же источника из Тореза нам стало известно, что ситуация в регионе идентична. После тотальной «мобилизации» в ряды так называемой «ДНР» на оккупированной Донбассе появился дефицит кадров среди профессий, где были трудоустроены мужчины, работать там просто некому.
Известно, что оккупанты даже прибегают к уловкам, рассылая смс сообщения на местный оператор связи с вакансиями, приглашение на работу с официальным трудоустройством и заоблачными зарплатами, чтобы заставить мужчин «выйти из убежищ»:
«Постоянно присылают приглашения, уже получили. Зарплаты, как у депутатов. Но официальное трудоустройство – это автоматическая постановка на учет в военкомате. Придешь поработать, а там «ребята» уже ждут и потом только дверь железный щелчок – и поедешь ты на войну. Пусть сами так работают», – сообщает информатор.
Жизнь в ОРДЛО – ловушка, а принудительная «мобилизация» – как выбор без выбора
В Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий подчеркивают:
«Если вы добровольно присоединитесь к России и участвуете в войне с Украиной, эти действия будут преступлением в соответствии с нашим законодательством, что грозит лишением свободы на срок до 15 лет». По сути оккупационные власти в ОРДЛО, которые, конечно же, совершают преступление, не оставляют выбора людям, которые остаются на оккупированных территориях, они пользуются безысходностью, которую сами же устроили. Украинские же власти с первых дней призывали и продолжают призывать мирное население к эвакуации из зоны активных боевых действий и с оккупированных территорий.
Однако не все люди могут себе это позволить и речь идет не только о политических взглядах. Люди остаются там в большинстве своем не от большой любви к «русскому миру», а по многим причинам и под влиянием страха: здесь свое жилье, а там не будет, на кого я оставлю домашних животных, у меня маленькие дети и нет работы, мои родители сказали, что хотят умереть здесь и быть похороненными возле своих родных, у меня лежащая мать или отец и т.д.
И пока некоторые «эксперты» на украинской территории разводят измену и пытаются поделить общество на правильных украинцев и не очень, что, по сути, тоже является частью российского влияния и составляющей гибридной войны, жители ОРДЛО каждый день живут в мире, где нет выхода и выбора . Вдумайтесь, этим людям по сути оставили вариант выбора собственной смерти: от голода, от снаряда, отказаться воевать против Украины и умереть или сесть в тюрьму, согласиться и тоже, возможно, умереть или сесть в тюрьму уже в Украине.
Самое страшное, что, по сути, им никто не может помочь, пока они находятся на неподконтрольных территориях. И эвакуировать всех тоже невозможно, особенно, если речь идет именно об ОРДЛО – тех частях, которые были оккупированы еще с 2014 года. Поэтому каждый раз любой человек на оккупированных территориях попадает в ситуацию, когда у него уже нет выбора и ему невозможно помочь. Единственный вариант спасти себя – это покинуть оккупированные территории.
Однако и здесь не всё так просто. оккупанты и на этом уже сделали себе «бизнес». По неофициальной информации, цена выезда с оккупированных территорий вояжем через Российскую Федерацию и пол-Европы может доходить до 600 евро, а такие средства имеют далеко не все люди.
Советы для мужчин с оккупированных территорий, как избежать принудительной «мобилизации»
В Минреинтеграции неоднократно давали советы для мужчин из ОРДЛО и оккупированных территорий, как действовать, чтобы не попасть в оккупационный «призывной пункт».
В первую очередь там советуют использовать разные форматы саботажа, такие как:
— избегание личного получения повесток и звонков с оккупационных «военкоматов»;
— замена номера телефона или временное прекращение его использования, если он известен оккупационным властям;
— изменение места жительства и содержание этой информации в тайне;
— если на вас вышли, не отказывайтесь прямо от «должности», а обоснуйте причины, почему не можете служить, например, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.д.
Причину лучше доказать документами, поэтому подготовьтесь. Среди жителей ОРДЛО есть специальные чаты, телеграмм-каналы и группы в соцсетях, где местные жители сообщают о том, что «власти», военные комиссариаты и «грибники», как их там называют, вышли на охоту – и вы можете учитывать эту информацию. Хотим посоветовать как можно реже выходить в людные места, не оставлять свои персональные данные и не участвовать в подозрительных «акциях», настоящая цель которых поймать «призывника».
Также в Минреинтеграции отмечают, если вас насильно «мобилизовали», стоит при первом безопасном случае сдаваться в плен ВСУ и сообщить о своем украинском гражданстве. Тогда человек становится лишь жертвой военного преступления и впоследствии вернется домой живым.