Известный поэт-шестидесятник родом с Луганщины Василий Голобородько продолжает ютиться в разрушающемся жилище в Доме Союза писателей Украины в пострадавшем от войны Ирпене.
Об этом в своем материале пишет Громадське.
«В 2014 году я поверил нашей власти, что через несколько недель мы освободим Донбасс от россиян и сепаратистов и приехал в Киев с одним паспортом. Всю библиотеку, все рукописи свои, вещи оставил в Луганске. И вот с тех пор я скитаюсь», — говорит поэт, лауреат Шевченковской премии Василий Голобородько.
Произведения Голобородька переведены на десятки языков мира, его называют одним из величайших украинских поэтов последних пяти десятилетий. Сам же творец, как он говорит, живет в забвении, чувствует себя больным, одиноким и беззащитным.
Дом Голобородько на территории Дома творчества Союза писателей Украины – это временное убежище вот уже десятый год является его постоянным жильем.
«Видите, какие дыры? Протекает. И в коридоре потолок дырявый. А веранда обратили внимание? Там же вся крыша осколками избита. А меня еще и упрекают этой лачугой, в которой даже еду невозможно приготовить. Одна женщина из Союза писателей предлагала переехать в дом престарелых, чтобы быть под присмотром, так туда мне и дорога», — говорит Голобородько и достает из-под стола трехлитровую банку и тычет ею в потолок.
Через 8 лет после эвакуации из Луганска война догнала Василия Голобородько в Ирпене. В феврале 2022 сын пробился к нему через Гостомель и вывез на Богуславщину, хотя Голобородько тогда в Фейсбук написал, что якобы уехал в Словению.
«Да это я так написал. На самом деле я на юге Киевщины был. А как мне в том фейсбуке упрекали, что, мол, уехал за границу, в безопасность, и оттуда нас поучаешь!» – отвечает поэт.
После Богуславщины были сплошные переезды: то к сыну в Киев, то на лето снова в Ирпень. А когда осенью прошлого года начались блекауты, то вынужден был снова идти в примы к сыну с невесткой. Затем многомесячная болезнь, поездки в больницы.
«У меня пневмония была сложная. Ковид. Так было тяжело, уже я не выдерживал, уже хотел что-то с собой сделать. До сих пор не возобновился после этой болезни. Я сдохну — и все здесь растаскают и пожгут», — делится он.
В Ирпень сын привез Голобородька после больниц еще весной и с тех пор иногда наведывается в гости. У него, по словам отца, работа и семья никогда ему.
«Я живу, как на дереве. Никто ко мне не приходит и я не в силах куда-то выходить. У сына трехкомнатная квартира, и мне там некомфортно», — сетует Голобородько.
В 2014 году летний домик от Союза писателей в Ирпене был находкой для Василия Голобородько. Покой и крыша над головой. Но столовая Дома творчества уже не работала, а в домике нет приборов для приготовления пищи, поэтому с питанием было много проблем. Сейчас, по словам Голобородько, он раз в пару недель заказывает себе курьерскую доставку продуктов. Горячего питания у мужчины давно нет.
«Здесь какие-то умные обо мне писали, что я себе пельмени варю. Кто их варил? Где и на чем я их варил? Электрочайник и тот сломался. Но я к еде неприхотлив. Что есть, то и хорошо», – говорит он.
Поскольку летние домики не отапливаются, несколько зим грелся электрообогревателем. Теперь в домике появились батареи — может, будет даже и тепло, хотя прошлой зимой его не было, как почти по всей округе.
«Мне здесь окно застеклили, потому что, по-видимому, взрывной волной его выбило. Но сделали не двойное, холодно будет. Я и за стекло деньги свои давал, и за работу платил, у меня записано. Хотя подумать: я же беженец из Луганска, этот домик мне не принадлежит. Еще говорят, что я должен оплачивать аренду и коммунальные услуги. Но ведь я член Союза писателей», — возмущается мужчина.
«Кто живет в Доме творчества, должен платить за аренду. Голобородько десятый год живет бесплатно. Какой могли такой ремонт ему сделали. Мы еще в 14-15 годах писали письма властям Ирпеня и в другие инстанции по поводу жилья для Голобородька. Жилье ему не предоставили. Собственных квартир у Союза нет. Что мы еще можем сделать для него? В конце концов, у него есть сын», — комментирует ситуацию председатель Союза писателей Украины Михаил Сидоржевский.
В квартире сын поэт и зарегистрирован как переселенец. Но говорит, что переедет туда только если не будет света и он не сможет работать в доме на компьютере, потому что в квартире ему неуютно и сложно сосредоточиться.
По словам Голобородько, у него уже давно собралось стихов на новую поэтическую книгу. Одно издательство предлагало ее издать, но с условием, что автор будет ездить по стране и проводить творческие вечера, чтобы книгу лучше раскупали.
«У меня нет сил ездить, и времени на это нет», — сетует он.