Со Светланой (имя изменено – ред.) – симпатичной дамой бальзаковского возраста – мы общались в Миргороде, в тихом кафе. Света –частный предприниматель из Луганска. До недавнего времени искренне поддерживала «ополченцев» – снабжала их продуктами и вещами первой необходимости. Благодаря этому – очень сблизилась с боевиками «ЛНР»… Но всё же совсем недавно она решилась покинуть родной город…
Светлана рассказала Informator.lg.ua об особенностях ведения бизнеса в «республике», конкурентной борьбе среди «ополченцев» и основных источниках доходов руководства «ЛНР».
– Основная волна беженцев пришлась ведь на летние месяцы. Почему вы решили покинуть город только сейчас?
– А потому что поддерживала их, дура, – Светлана пытается улыбнуться. – До последнего надеялась, что дело пойдет, хотя уже было понятно, что все это обман и грабеж. Прошлой весной ходила к захваченному зданию СБУ, продукты им носила, лекарства. Радовалась победам «наших ополченцев». Теперь уже понятно, кто выиграл от этой затеи с «Новороссией»…
– И кто, по вашему, выиграл?..
Вместо прямого ответа Светлана продолжает:
– Тут на днях весь Луганск «гудел» новостью о том, что якобы россияне вызвали Плотницкого в Москву, а там арестовали за все его «художества» и с учетом многочисленных жалоб населения. Никто по этому поводу сильно не удивился: наглость и жадность главы «ЛНР» – давно уже притча во языцех. Выходит, что настоящий хозяин – кремлёвский помещик – вызвал приказчика-ворюгу, чтоб высечь на конюшне.
– Но информация об аресте не подтвердилась…
– Не подтвердилась. Но что-то с Плотницким все-таки произошло – то ли пневмония, то ли «воспаление жадности», то ли вправду задержан… Если он окажется на нарах или в гробу, рыдать о нём в Луганске никто не будет. Разве, что какие-то «шестёрки»…
– Новая «власть» часто заявляет о том, что «ЛНР» – страна больших возможностей и даже приглашают бизнесменов, покинувших город, вернуться обратно…
– Жить в городе, а тем более вести в нем какой-то самостоятельный бизнес совершенно невозможно. Это беспредел, это 95-й год, только в других масштабах. Это территория, где законы не действуют. Вот решат завтра в качестве штрафа пальцы отрезать – будут отрезать. Неосторожный шаг или слово – пуля в затылок. Или – «на подвал». Перспективы обеих дурацких «республик» — и «ЛНР», и «ДНР» — туманны и неясны, так что «вожди» считают своим долгом нахапать, высосать из Луганска побольше. Удивительно, что там вообще еще осталось, что взять. Во главе этого денежного насоса – «глава ЛНР».
Под свой контроль «верхушка республики» пытается взять максимальное количество источников доходов. Все рычаги власти Плотницкий стремится взять в свои руки. Хотя удается не всегда: некоторые районы контролируют другие «вожди», которые не воспринимают власть «главы ЛНР». Плотницкий может сколько угодно раздувать и так немаленькие щёки, но полновластным хозяином огрызков Луганской области, которые гордо именуются «ЛНР», он не является.
– О каких источниках доходов вы говорите?
– Обо всех. Начиная от разворовывания «гуманитарки» и заканчивая контрабандой угля и рэкетом. Взять хотя бы уголь… Кто только на нем в разные годы ни делал состояния. И «юры енакиевские», и «саши ефремовы» руки грели, кто угодно. Те, кто в шахту ни разу в жизни не спустились. Верхушка «ЛНР» тоже стремится присвоить себе этот источник. Не брезгуют втихаря поставлять уголь «фашистской киевской хунте» – и машинами, и ж/д составами и кружным путем – через южные порты, и под видом шлака, и в наглую – как об этом рассказывал «народный герой» сантехник Дремов. «Хунта» – она, конечно, «фашистская», но торговать с ней донбасским «антифашистам» очень выгодно. Понятное дело, что и в Россию вывозят за милую душу. Плотницкий и этой возможностью пользуется. Короче, пытается подмять под себя угольную промышленность всей оккупированной территории, даже той, которую не контролирует «народная милиция «ЛНР». Борьба за этот лакомый кусок – одна из причин конфликтов Плотницкого и местных «князьков». Чтобы взять угольную тему под контроль, Плотницкому пришлось вести борьбу с казаками, которые до весны этого года «сидели» на угольном бизнесе. Вообще-то, казачество и угольная промышленность, мягко говоря, не очень близки. Современное казачество – это «ряженые», игры с медалями из фольги, но чреватые самой настоящей кровью.
– А что казак может понимать в угольной промышленности?
– А ему и не надо понимать: просто автомат приставить к башке того, кто понимает. С другой стороны, автомат и к казачьей башке приставить можно. Например, в начале марта было покушение на одного полевого командира – «Бендекса», который «держал» угледобывающую промышленность в Антраците. На этой почве у Плотницкого был громкий конфликт со стахановским казаком-сантехником Дремовым. И уже в апреле этого года – с главным паханом г. Свердловска – Гайдеем. Говорят, что Гайдей собирал местных угольщиков и предупреждал, чтобы они ни под каким предлогом не шли на контакт с «людьми Плотницкого», поскольку те «обложат их данью».
– А кто этот Гайдей?..
– Бывший депутат Свердловского городского совета от коммунистической партии, в «казака» он превратился только год назад. В Свердловске Гайдей вынудил предпринимателей завышать цены на продукты питания, чтобы платить ему дань – 70 процентов от дохода. Под контролем группировки Гайдея находились свердловские копанки, рынки, граница, заправки. Гайдей контролирует КПП «Должанский» на границе с Россией и собирает там «таможенные пошлины». А его люди ежедневно собирают «налоги» с предпринимателей Свердловска.
– А «бензиновый» бизнес… Известно, кто на нём греет руки?
– До последнего времени все заправки Луганска работали на Плотницкого. За право наживаться на бензиновом бизнесе с Плотницким яростно боролись казаки, которые контролировали большую часть АЗС в южной части «ЛНР». На их заправки нападали, поджигали, т.к. верхушка «ЛНР» требовала, чтобы казаки отдавали часть доходов на «нужды республики», а казаки делиться не хотели. Самим мало.
Еще одна золотая жила – горюче-смазочные материалы. Украинские компании давно не поставляют топливо на территорию «ЛНР», поэтому топливо завозится в Луганск гуманитарными конвоями и контрабандой. Еще в декабре в «ЛНР» были национализированы две крупнейшие сети заправок – «Ост-торг» и «Восточные ресурсы» (сейчас называются «Луганские ресурсы»). С них и кормилась верхушка «ЛНР» и лично Плотницкий. Как-то российский гумконвой доставил в «ЛНР» около 50 тонн бензина, так его и развезли только по этим сетям заправок. Помимо гуманитарных конвоев, в город бензин завозят предприниматели, приближенные к главе «республики». Закупают топливо на оптовых базах в России и завозят в «ЛНР» на эти сети заправок. Продают с огромной наценкой. Этот бензин «власти» обложили акцизом в 1.50 грн. за 1 литр топлива. Лицензия на торговлю горючим в «Луганской Республике» стоит 300 000 грн. В месяц! Вдумайтесь в эти цифры!
Но, знающие люди говорят, буквально на днях все изменилось. На ЛНРовский рынок нефтепродуктов сунула нос «семья» Януковича и стала теснить Плотницкого. Теперь 60 автозаправок на территории «ЛНР» будут курировать Саша Янукович, Арбузов и другие члены и друзья «семьи».
Еще новость из серии «вор у вора дубинку украл». В «ЛНР» власти заявили о том, что будут национализировать все АЗС. Национализируют и передадут под контроль российским компаниям. Видно, россияне хотят окончательно отодвинуть «Плотницкого и Ко» от бензиновой кормушки. Известно, что они уже решили целенаправленно и в больших количествах поставлять в «ЛНР» ГСМ. А закупать и поставлять горючее будут бизнес-структуры, приближенные к известному украинскому «юному олигарху» Курченко. И поставки газа в «ЛНР» и «ДНР», наверное, тоже будут проходить через структуры, связанные с Курченко. Еще один субъект, который никак не нахапается.
– Получается, что «главу ЛНР» постепенно выдавливают из «большого бизнеса»?
– Плотницкий не складывает все яйца в одну корзинку. С недавних пор он кормится и с пунктов сбора металлолома (металла на этой территории после военных действий – как грязи). Не так давно на пунктах металлолома появлялись вооружённые люди, которые «беседовали» с предпринимателями и внушали им, что теперь любая торговля металлом будет вестись через «человека Плотницкого». У нас в Луганске теперь «человек с ружьём» – основной аргумент в бизнесе. Для того, чтобы что-то продать с пунктов, необходимо будет связаться с этим «человеком Плотницкого» и заплатить определённый сбор. Самостоятельная торговля запрещена. Работу пунктов обмена валют тоже контролирует Плотницкий. Каждый обменник и каждый «меняла» платит мзду, которая идет в карман «главе ЛНР».
На грабительском курсе рубля к гривне верхушка «ЛНР» тоже неплохо наживается.Вы слышали, наверное, что в «ЛНР» введена мультивалютная система. Но это только название красивое, на самом деле она сводится к тому, что те немногие выплаты, которые получают люди, платятся им в рублях по курсу один к двум. То есть, если у человека зарплата составляет 2000 гривен, получит он 4000 рублей, хотя в Украине получил бы тысяч 5 или около того. Рыночный курс и в «ЛНР» выше – 1/2,1. Но продавать гривны валютчикам власти пока запретили. Гривны являются дефицитом, на рынках в Луганске покупателям с гривнами могут сделать скидку аж до 20 процентов.
– Вы упомянули в начале разговора о разворовывании «гуманитарки»…
– Да. Это отдельная тема…
Плотницкий на день рождения своей жене подарил строительный гипермаркет «Эпицентр». Осенью «Эпицентры» были разворованы «ополчением», но сегодня уже один работает, правда, под названием «Стройцентр». Плотницкий сделал подарочек и для своей дочери – отдал ей «под опеку» сеть супермаркетов «Народный» (бывший «АТБ»). Теперь он сконцентрировал основные источники дохода от торговли в «ЛНР» в руках своей семьи.
Через эти супермаркеты распродается гуманитарная помощь из России. Россияне, зная об этом безобразии, стали фасовать «гуманитарку» в специальные ящики с надписью «Не для продажи». Но люди Плотницкого нашли оригинальный выход. Захватили склады на на «пятом километре» и там стали перефасовывать гуманитарную помощь и отправлять на прилавки. В супермаркетах Луганска продается мука, сахар из гуманитарной помощи в пакетах без всяких опознавательных знаков. Это продукция с «пятого километра». Еще россияне присылали в «гуманитарке» наборы гигиенические в расчете на одного человека – пакет шампуни, зубная паста. Все это тоже потрошится, половинится и продается. Шампунь переливают из одного пакета в три! И продают. Так что, несмотря на «революционную» риторику и голод, в котором прозябает население, в «ЛНР» торжествует принцип: «всё на продажу».
– А люди все это видят?
– Видят, но молчат. Не забывайте – в городе много вооруженных людей, много россиян… Плотницкий недавно ездил в «Кристалл» (торговый центр в Луганске) за покупками. Так магазин закрыли, пока он там отоваривался. Скупился, сел в машину, уехал. Магазин открыли.
Но мне все-таки интересно: опыт другой – гораздо более могущественной «семьи» – ничего ему не подсказывает? Не наталкивает на тревожные размышления? Как бы не пришлось растрясти жир во время поспешного бегства! Хотя, скорее всего, такие «сложные исторические параллели» не приходят в тыквоподобную голову Плотницкого.
Беседовал Николай Коваленко, для Informator.lg.ua