Для большинства моих земляков – жителей Донбасса – День победы всегда был одним из главных праздников. Для меня же этот день стал особенным – 8 и 9 мая прошлого года моя жизнь перевернулась полностью: боевики «ДНР», ворвались к нам в дом, выпустили пару десятков пуль, избили родителей, но все же не решились ни расстрелять нас на месте, ни отправить в подвал захваченного Славянского СБУ…
Местные приспешники Москвы, воодушевлённые пропагандой российских СМИ, проводили тогда типичную карательную операцию против украинских активистов. За день до приезда к нам те же люди в балаклавах в соседнем поселке убили нашего приятеля, простого порядочного фермера – за неуважение к «ДНР» и нежелание поддерживать развязывание здесь войны. Вечная память ему, как и сотням других, пострадавших от вооруженных недоумков, чьё сознание было заражено ненавистью и жестокостью, навязанной извне.
Патруль боевиков, действующий по наводкам «доброжелателей», силой стал выбивать из моей семьи любые мысли о принадлежности Донбасса к Украине. С криками и угрозами на нас сыпались стандартные нелепые обвинения людей, внезапно почувствовавших себя властителями чужих судеб.
До сих пор помню тот страх от наставленного на меня и моих родных оружия… И вспышки осознания: как же жалко терять жизнь из-за непонятно чего… Но стечение обстоятельств и в мелочах заметная Божья помощь спасла мою семью от смерти. Даже псы выжили, получив лишь легкие сквозные ранения. И чудо, спасшее соседку, которая выбежала на крики о помощи, когда в нее полетела автоматная очередь… На удивление, все три пули прошли по касательной. И автомобильная погоня второго экипажа боевиков, погнавшегося за нашим другом, который как раз подъезжал к нам в гости поздравить с «9 мая»… Не всякий кинорежиссер смог бы снять такую остросюжетную сцену погони по лесным дорогам со стрельбой вдогонку. Наверное, нашего приятеля спас очевидный страх смерти, когда было ясно, что совершив малейший просчет, ему было бы не суждено вернуться из лесу живым. Не догнали. Он выжил.
Как итог визита сторонников «русского мира» – разбитое окно, побитая техника, телесные побои, легкие ранения и приобретенный надолго страх…
И на следующий день после нападения, вроде как праздничного дня – 9 мая, мы, благодаря волонтерам, покинули Донбасс и прибыли в Харьков. Тяжелые и страшные часы ожидания неизвестного нового.
Позже родители отважились вернуться назад, домой, по дорогам Харьковской области, украшенным желто-голубыми флагами и в сопровождении украинской военной техники, в серую страшную Донецкую область. Туда, где за любое проявление Украины уже пытали и убивали.
По вечерам, когда это удавалось, мы созванивались (мобильная связь уже работала с перебоями). Родители боялись возможного повторения расправы над ними со стороны пьяных защитников «Новороссии», которых могли посетить любые бредовые идеи.
Мама и папа долго не появлялись на глаза соседям, которые через пару недель встретив их, заметно удивлялись тому, что те еще живы. Неописуемые ощущения осознавать себя живим, когда все в округе уж и позабыли о тебе.
Помню, как с тяжестью родители рассказывали о том, как село жило «молча», как с наступлением темноты оно «вымирало»: гаснул свет в окошках каждого дома и село погружалось в тишину и мрак до самого рассвета.
К счастью, всё обошлось. И район, пробыв в страхе под условной властью неведомой «республики», через месяц был освобожден украинской армией. Но даже после того, как линия фронта отодвинулась на километров тридцать от поселка, ближе к ночи на улицах некого было сыскать, а несмелый свет в домах жителей стал появляться только спустя недели.
Я же, покинув дом в день празднования Великой Победы, заехал домой лишь спустя полгода. Уже будучи волонтером, изрядно изменившим себя за первые месяцы войны, научившимся многому новому, поменяв своё мировоззрение, стал учиться помогать другим…
Раньше я не совсем понимал праздник 9 мая, называя его скорее Днём Скорби за всеми погибшими в ту войну, нежели Днём Победы в ней. Может это символично, но судьба не дала нас в обиду именно в тот день, оставив целыми и живыми, да ещё и подтолкнула к совсем другой деятельности, направленной на помощь людям. Людям, далеко не все из которых останутся довольными и благодарными. Но, возможно, эта деятельность способна пробудить что-то светлое, что-то настоящее, как в них, так и во мне. Ведь жизнь нам даётся не только для занятий привычными бытовыми делами, но и как возможность увидеть тот настоящий изначальный свет, заложенный во всех нас, и почувствовать неподдельную радость самой жизни. Как ни странно, война здорово помогает в этом. Правда, своими болезненными и жестокими способами.
Милан Зайцев, волонтер инициативы «Восток SOS», для Informator.lg.ua