Правозащитные организации «Центр гражданских свобод» (ThecenterofcivilLiberties) и «Международное партнерство по правам человека» (International Partnership for Human Rights) 14 мая провели для представителей иностранных посольств презентацию доклада «Когда Бог становится оружием», посвященную преследованию людей, находящихся на оккупированных территориях, по религиозному признаку. Цель доклада – предоставить мировой общественности информацию о систематических нарушениях права людей на свободу вероисповедания на территории «ДНР» и «ЛНР».
«Наша организация занимается документированием нарушений прав человека в ходе вооруженного конфликта на Донбассе с самого начала противостояния. Мы сталкивались с большим количеством нарушений прав человека там, однако преследований по религиозному признаку не замечали до тех пор, пока не удалось лично пообщаться с жертвами этих преступлений, – рассказала сотрудница «Центра гражданских свобод» Светлана Зачко. – Поэтому, в ходе сегодняшнего мероприятия я представляю нескольких жертв этого произвола – священников, побывавших в плену у сепаратистов».
По ее словам, ситуация с нарушением прав верующих могла быть усугублена еще и тем, что в самом начале религиозного конфликта на Донбассе Совет церквей Украины принял обращение, в котором поддержал территориальную целостность нашего государства. Это могло вызвать у сепаратистов дополнительное недовольство.
В начале презентации представителям иностранных посольств предоставили информацию об уровне религиозных свобод на Донбассе до начала вооруженного конфликта. Авторы доклада подчеркнули, что украинское население традиционной отличается высоким уровнем религиозной толерантности и конфликтов на межрелигиозной почве на Донбассе практически не возникало. При этом считают себя верующими в той или иной степени 67 процентов украинцев, а еще 14 процентов затрудняются со своей конфессиональной принадлежностью.
Традиционно сложилось так, что самой влиятельной религиозной силой в Донецкой области является УПЦ Московского патриархата (762 организации). Также на Восточной Украине насчитывается достаточно большое количество протестантских церквей (в Донецкой области – 601 организация). Именно протестанты, как наиболее распространенная религиозная сила, стали подвергаться в Донбассе наибольшим гонениям.
Вооруженные сторонники «русского мира» на Донбассе традиционно являются приверженцами ортодоксального православия. Представителей всех других религий они традиционно считают враждебным и чужеродным явлением, не имеющим права на существование. Несовместимость идеи «русского мира» с поликонфессиональностью и свободой вероисповедания проявилась буквально с первых месяцев захвата террористами власти на Донбассе – разграбление церквей и храмов различных конфессий, захват зданий для дальнейшего использования в военных целях, преследование священнослужителей.
Перечисляя террористические банды, отметившиеся в преследовании людей по религиозному признаку, авторы доклада уделили особое внимание казакам «Всевеликого войска Донского» и «Русской православной армии» Игоря Гиркина. Последнее формирование является одним из наиболее активных и бескомпромиссных. В частности, именно в Славянске, который «РПА» контролировала с апреля по июнь 2014 года, были похищены и убиты четверо членов евангельской Церкви Преображения.
В мае 2014 года в Донецке представители 60 различных религиозных организаций объединились для проведения «Молитвенного марафона», в рамках которого в центре города была установлена палатка, где представители различных религиозных организаций круглосуточно молились о мире и единстве в Украине. Единственная крупная религиозгная организация Донецкой области, которая не присоединилась к данному мероприятию – УПЦ МП.
С самого начала участники марафона встретили агрессию со стороны пророссийских активистов Донецка. Первое серьезное столкновение произошло в мае, когда представители донецких бандформирований разорвали палатку «марафона», посрывали с нее все флаги. Тогда на переговоры с сепаратистами отправился руководитель одной из протестантских церковных общин – пастор Сергей Косяк. В результате его задержали, жестоко избили и выбросили на улицу.
Тем не менее, донецкие верующие повторно установили палатку и продолжили «марафон». В следующий раз палатку разорили, а участников марафона «разогнали» уже в мае. Тогда сепаратисты взяли в плен 14 организаторов-священников. Террористы подвергли этих людей допросам, избиениям и пыткам.
Отдельного внимания заслуживает и история пастора Александра Хомченко, которого террористы похитили, вывезли в Макеевку, где также подвергли избиениям и пыткам.
Другого донецкого священнослужителя – отца Тихона (УГКЦ) боевики не только избивали, но и лишили возможности принимать необходимые лекарства (он страдает диабетом), надеясь на ухудшение его состояния.
Подобных примеров в докладе приведено немало.
Помимо физического воздействия, на священнослужителей, попавших в плен к сепаратистам, оказывалось и моральное давление, выдумывались абсурдные обвинения и выбивалось признание в их совершении.
Подводя итог, авторы доклада отметили, что на сегодня большинство представителей протестантских церквей вынуждены были покинуть подконтрольную боевикам территорию. Те, кто решил остаться, осуществляют религиозные отправления тайно, собираясь в квартирах.
Некоторым священнослужителям и их прихожанам, оставшимся на оккупированной территории, удалось прийти к определенным договоренностям с оккупационными властями. Им позволили проводить свои богослужения при условии, что верующие не будут привлекать к себе особого внимания. Авторы доклада подчеркнули, что такое положение вещей также нельзя считать реализацией принципа свободы совести.
Алексей Чернов для informator.lg.ua