Почему Украина не способна обеспечить права человека в Крыму и на Донбассе?

21 мая Верховная рада Украины приняла заявление об отходе от некоторых обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод до полного прекращения вооруженной агрессии РФ.

Данное постановление вызвало истерию в российских СМИ, неоднозначно его оценивают и в Украине.

В пояснительной записке к заявлению говорится, что оно принято ввиду невозможности обеспечения Украиной прав человека в полном объеме в соответствии с обязательствами по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской социальной хартии на территории проведения антитеррористической операции в связи с необходимостью принимать меры по оказанию отпора вооруженной агрессии РФ.

Данным документом украинский парламент осуществил временное отступление от обязательств по обеспечению определенных прав человека в пределах, разрешенных соответствующими международными договорами.

Согласно ст. 15 Конвенции по правам человека и основных свобод, в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, государство может принимать меры по отступлению от ее обязательств, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств.

Авторы заявления объясняют необходимость его принятия тем, что ряд принятых ранее ВР в связи с российской агрессией постановлений, законов и нормативно-правовых актов, которые уже действуют на территории проведения АТО, противоречит вышеуказанным международным договорам.

Так, например, в новой редакции «Закона о борьбе с терроризмом», предусмотрено превентивное задержание без санкции суда до 30 суток, что для современной юриспруденции нонсенс. В той или иной степени в противоречие с международными обязательствами Украины по обеспечению прав и свобод человека вступают также Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особого режима предварительного расследования в условиях военного, чрезвычайного положения или в районе проведения антитеррористической операции», Закон «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции», «Закон о милиции» после внесения в него изменений и ряд других.

По мнению юристки Восток-SOS Ольги Аношкиной, основная проблема данного постановления – формулировка, определяющая территории, в пределах которых Украина отходит от данных обязательств. В документе они обозначены, как «отдельные районы Донецкой и Луганской областей, определенные Кабинетом Министров в связи с проведением АТО».

«Данная формулировка размыта, поскольку не ссылается на какой-либо конкретный перечень населенных пунктов – непонятно как это впоследствии будет истолковано.

Государство действительно, по объективным причинам, не может обеспечивать права граждан на оккупированных территориях. Можно допустить, что обеспечить все необходимые права гражданина и соблюсти процессуальные нормы, к примеру, при задержании подозреваемого в прифронтовом городе Счастье, также невозможно. Но в то же время непонятно, почему это невозможно в другом населенном пункте в зоне АТО, в том же Славянске.

Поэтому, наша позиция в том, что главная проблема принятого заявления – размытость этой формулировки, – подытожила правозащитница. – Непонятно, на каие именно населенные пункты в Донецкой и Луганской областях будет распространяться действие документа».

За проект решения проголосовали 249 народных депутатов. Отказались принимать участие в голосовании представители «Оппозиционного блока». Как объяснил глава парламентской фракции «оппозиционеров» Юрий Бойко, данное постановление не даст возможности гражданам, чьи права ущемлены, обращаться в ЕСПЧ.

По мнению нашего эксперта Ольги Аношкиной, вопрос относительно права жителей зоны АТО обращаться в международные судебные инстанции остается неоднозначным: «Все опять же упирается в формулировку «отдельные районы Донецкой и Луганской областей, определенные Кабинетом Министров в связи с проведением АТО». Она нуждается в уточнении. Если постановление будет действовать в нынешнем виде, этот вопрос останется спорным», – отмечает она.

Взяла на вооружение данное постановление российская пропаганда, представители которой поспешили заявить, что в украинская власть отказалась от соблюдения базовых прав человека в Донбассе. Российский детский омбудсмен Павел Астахов написал в своем Twitter, что таким образом украинское руководство совершило «гуманитарный суицид».

Неоднозначно отреагировали на принятие данного решения украинским парламентом и украинские правозащитники.

Так Представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Михаил Чаплыга заявил, что хотя государство и имеет право отступить от обязательств согласно ст. 15 Конвенции о правах человека, в офисе омбудсмена будут сопротивляться этому решению, так как считают, что оно ущемляет права граждан.

Алексей Чернов для Informator.lg.ua