Несмотря на объявленное перемирие, мирное население Донбасса продолжает страдать от боевых действий по обе стороны фронта. Посетив два оккупированных посёлка, волонтёр организации «Ответственные граждане» Ольга Коссе решила рассказать читателям Informator.lg.ua о том, почему люди не уезжают из столь опасных мест и почему иногда, они туда возвращаются.
«Живой щит» Спартака
Посёлок Спартак, Ясиноватского района, находится на самом краю неподконтрольной территории. Выбраться оттуда люди не могут по нескольким причинам. В сторону Украины они не могут выехать потому, что дорога идет через Донецкий аэропорт и Пески, и они попросту не доедут. Что касается дороги через Донецк и обратно – там нет транспортного сообщения. Те, кто хочет выехать из этого посёлка, десять километров идут пешком – до конечной станции автобуса, и оттуда уже выезжают. На данный момент там проживает восемьдесят один человек. Среди них – двое детей, две девочки – восьми и четырнадцати лет. Они уже год не ходили в школу, не ели никаких овощей, прожили всё это время – и проживают до сих пор – в подвалах. Насколько нам известно, а мы поддерживаем связь с одним человеком в посёлке, им попросту не дают уезжать. По мнению этого человека, они являются «живым щитом» для боевиков. Хотя есть люди, которые просто бояться уезжать. Бояться оставлять то, что осталось от их домов – были случаи мародёрства даже между соседями…
Волонтёрские группы могут проехать в Спартак, но только в сопровождении боевиков. Мы два раза привозили туда лекарства, потому что у них, понятное дело, нет ни аптек, ни магазинов. Продуктовую помощь им предоставляют международные организации: People in Need и Международный комитет Красного Креста. Но всё это происходит в сопровождении боевиков – батальона «Восток». Говорить откровенно при вооружённых людях жители посёлка не могут. Узнать, почему они не выезжают, мы тоже не можем. Мы предлагали им вывезти детей, устроить их в интернаты в Донецке, они могли бы там получать образование и как-то вылезти из подвалов. Но родители, не объясняя причин, не отпустили их, потому, что за нашими спинами стояли вооружённые люди. В такой ситуации невозможно обращаться к правозащитным организациям потому, что это оккупированная территория. Эти люди полностью лишены свободы передвижения, права на работу и права на любые человеческие потребности.
Опасная помощь Зелёного гая
Но у нас есть и другая ситуация. Петровский район города Донецка. Он тоже находиться на оккупированной территории. Крайняя точка района – посёлок Зелёный гай. Это линия пересечения. Жители этого посёлка периодически видят, как то одна, то другая сторона конфликта приезжает и стреляет друг в друга. Единственное отличие от Спартака в том, что этот район стал одним из самых популярных мест для посещения как журналистов, так и международных и российских организаций, предоставляющих гуманитарную помощь. Если хотят показать, как плохо живётся людям, все едут в Петровский район и показывают людей в бомбоубежищах. Они там действительно живут в бомбоубежищах. Живёт их там порядка восьмисот человек. У них есть магазины, есть возможность купить лекарства и есть возможность выехать. Единственное, что им помешало выехать за этот год, это то, что весь год туда возили гуманитарную помощь. Это их дестабилизировало, теперь они на каком-то инстинктивном уровне понимают, что «здесь в подвале безопасно и здесь кормят». Мы не можем никак их оттуда вытащить. Не можем даже заставить выйти из бомбоубежищ, так как снова начнётся обстрел, и они опять туда полезут. Поселять их в более спокойных районах оккупированной территории мы не можем, потому что для этого надо идти на договорённости с местными представителями власти, для того, чтобы они предоставляли здания. Ни одной эвакуации от МЧС Украины с начала конфликта не было. Люди должны были выезжать сами, непонятно куда, либо оставаться, что они, в основном, и делали. Сейчас, к сожалению, идёт тенденция на возвращение людей в Донецк. Потому, что никакой помощи, здесь в Украине, переселенцы не получили и большая их часть наверняка вернётся обратно в оккупацию.
Материал подготовлен по итогам круглого стола «Невидимые города и сёла. Жизнь в населённых пунктах, расположенных на прифронтовых территориях», проведённого 22 мая, в Киеве.
Записал Денис Мацола, для Informator.lg.ua