Документообмен между пенсионными фондами «ДНР» и Украины: позор и произвол?

К юристам Крым-SOS обратился гражданин Украины, которому Броварское объединенное управление Пенсионного фонда Украины в Киевской области отказало в оформлении пенсии, ссылаясь на данные, предоставленные «Пенсионным фондом «ДНР». Означает ли факт документообмена между Пенсионным Фондом Украины и соответствующей структурой в «Донецкой республике», что государство, фактически, признает так называемую «Донецкую республику»? В этом разбирался Информатор.

Позорный факт или досадное недоразумение?

Итак, человеку перестали платить пенсию на основании документа из «ДНР», что само по себе вызывает недоумение.

1

Как видим из документа и наложенного на него резолюции, уже через месяц после получения уведомления, в июне 2015 года руководитель управления ПФУ в Броварах и Броварском районе распорядился остановить выплату пенсии данному гражданину на основании уведомления из ПФ «ДНР».

2

Факт документообмена между Украиной и «ДНР» невозможно отрицать. Выходит, что, еще задолго до начатой экс-министром труда и социальной политики Розенко кампании по верификации, ПФУ лишал людей выплат на основании «филькиной грамоты» из республик.

Уже гораздо позднее, зимой 2016 года, появятся «списки СБУ», составленные на основе различных массивов информации: сопоставления документов госучреждений, выданных разрешений на въезд-выезд с оккупированной территории, даже железнодорожных билетов.

Интересно, составляя эти списки СБУ также использовала в качестве источника информации документы, полученные из самопровозглашенных республик? Судя по всему, исключать этого нельзя…

Прокомментировать факт документообмена между «ДНР» и Украиной Informator.media попросили сотрудника «Пенсионного фонда Донецкой народной республики», чье имя не приводим из соображений конфиденциальности:

«Мы работаем по украинскому законодательству. Пока у нас нет своего законодательства, мы работаем по Закону Украины № 1058 «Об общеобязательном пенсионном страховании».

А согласно этому закону, если человек переходит из одного управления пенсионного фонда в другое, то отделение пенсионного фонда, которое ставит человека на учет, уведомляет «предыдущее» отделение о том, что человек встал на учет с такого-то месяца. То есть, пенсионный фонд, который раньше платил пенсию, должен выслать документы, по какой месяц пенсия была выплачена. Чтобы это управление пенсионного фонда захватило период неоплаты того пенсионного фонда. То есть, идет документооборот для того, чтобы человек нигде не потерял выплаты за «переходный» месяц».

Наш собеседник подчёркивает, что документообмен с украинскими управлениями ПФУ был налажен «по старинке». Таким образом рачительные чиновники «ДНР» выполняли приказ начальства – до «особого распоряжения» продолжать руководствоваться украинской законодательной и нормативно-правовой базой так же, как это было до «референдума» и начала спецоперации на востоке Украины.

«На тот момент, начала выплат, отсылались уведомления на территорию Украины, где человек раньше получал пенсию, о том, что здесь он встал на учет.

С июня 2015 года у нас вышло распоряжение о том, что мы полностью весь документооборот с территорией Украины прекращаем и никакой информацией не обмениваемся», — подытоживает чиновник.

Информацией о том, какое количество граждан Украины лишилось украинских пенсий за два месяца, которые осуществлялся документообмен, наш собеседник не располагает. Он допускает, что это могло произойти со всеми пенсионерами, кто ранее переоформил на подконтрольной территории укрианскую пенсию, а с апреля по июнь 2015 года становился на учет в «пенсионном фонде» так называемой «ДНР». Если так, то впоследствии, вероятнее всего, многим из них не удалось восстановить пенсионные выплаты в Украине.

Платить или не платить?

Финансировать боевиков или оставить умирать от голода сотни тысяч граждан Украины пенсионного возраста в неподконтрольных властям районах Донбасса? Ответ на этот непростой вопрос нужно было для себя найти всем гражданам Украины.

Главный популяризатор кампании по «верификации выплат», в ходе которой 450 тысяч переселенцев из Донецкой и Луганской областей были сняты с учета и перестали получать законные выплаты – экс-министр труда и социальной политики Украины Павел Розенко, который ныне является вице-премьер-министром.

Сам он в недавнем интервью сообщил, что  за восстановлением выплат обратились только 80 тыс. чел из 450 тысяч «лишенцев». По мнению Розенко, это означает, что действия Минсоцполитики были оправданы:

«…Значительная часть людей, которые попали в списки СБУ, действительно не проживают на подконтрольной Украине территории, и выплаты были прекращены вполне мотивировано. Это позволяет не допустить перетока средств на оккупированную территорию, чтобы эти деньги не служили финансированием терроризма», — заявил он.

Итак, позиция Минсоцполитики заключается в том, что украинский пенсионер только тогда действительно является украинским пенсионером, когда выехал на подконтрольную украинским властям территорию и постоянно проживает там. О том, что такая политика является дискриминационной по своей сути неоднократно заявляли правозащитники, общественные и политические деятели, так что повторно объяснять почему это так, сейчас мы не будем.

3

По ту сторону добра и зла…

Власти самопровозглашенных республик, несмотря на пристрастие и трепетное отношение к всевозможным ритуалам и формальностям, такую важную формальность, как обязательство государства осуществлять социальные и пенсионные выплаты, долгое время игнорировали.

Регулярные выплаты людям пенсионного возраста (зачастую – эквивалент минимальной украинской пенсии, выплачиваемый в рублях по курсу 1:2) были налажены самопровозглашенными властями только весной 2015 года, почти через год после провозглашения «ЛНР» и «ДНР».

Все это время пенсионеры, которые по тем или иным причинам не могли выехать на подконтрольную территорию для переоформления украинских выплат, оставались без каких-либо, даже минимальных, средств к существованию.

О трудной для пенсионеров Донбасса зиме 2014-2015 годов в интервью «Информатору» рассказывала московская волнтерка Варвара Даревская, которая в этот период вместе с единомышленниками оказывала гуманитарную помощь нуждающимся пенсионерам в Луганске и других неподконтрольных украинской власти городах региона.

«О масштабах я говорить не могу. Но мы сталкивались с печальными случаями. Один наш волонтер рассказывал: ему сказали адрес какой-то старушки. Он пришел, принес ей продукты, но на два дня опоздал…

Еще был такой случай: когда я возила из Москвы помощь местным жителям от родственников, пришла я к одной старушке. И вот, когда она меня принимала, то вынесла мне угощение, все что у нее было – мандарин и яблочко. Я понимаю, что отказаться просто не могу, но в то же время это все, что есть у нее в доме съедобного. Но я тогда ей привезла от родственников шоколад и определенную сумму денег, поэтому меня совесть не так мучит. Эта старушка взяла деньги, пошла в магазин, и у нее там случился голодный обморок…».

«…Ведь почему эти старики умирают там с голоду? Не то, чтобы там им бы никто не помог – их, может, соседи бы накормили. Но они стесняются обратиться за помощью. Они сидят у себя в квартире и тихо умирают, никому ничего не сказав».

О том, что осенью 2014 года и последующей зимой многие пенсионеры из неподконтрольных районов находились на грани выживания, может свидетельствовать  популярность и востребованность в этот период в «ЛНР» и «ДНР» акций по предоставлению горячего питания нуждающимся. Так, в Луганске именно в этот период неравнодушные к судьбе стариков люди организовали «Накорми голодного», которую традиционно посещало и продолжает посещать большое количество луганчан, в основном, пенсионного возраста. Отметим, что данная акция популярна и до сегодняшнего дня. Мы приводим данную информацию не для того, чтобы растопить сердца людей, поддерживающих позицию Розенко, а лишь для того, чтобы у читателя сложилась полноценная картина происходящего в «республиках».

4

5

Обозреватель, март 2015 года

Тот факт, что большое количество пенсионеров, проживая на неподконтрольной территории, оформляли справку переселенца и получали украинские пенсии, являлся секретом Полишинеля – это подтверждалось и курсированием людей через линию разграничения, и очередями у отделений пенсионного фонда в прифронтовых городах, рядом других косвенных, но вполне очевидных и красноречивых доказательств. Не секрет также и то, что многим пенсионерам на протяжении определенного срока удавалось получать и украинские выплаты, и социальное пособие от «ЛНР», также условно именуемое пенсией. До определенного момента украинская власть закрывала на эти обстоятельства глаза. Почему? Может быть, потому, что государству дешевле выплачивать сотням тысяч пенсионеров по 1-2 тысячи гривен, чем принять и разместить их всех на подконтрольной территории, то есть помимо пенсий обеспечить жильем, медицинским, социальным обслуживанием и так далее?

Ответы на все эти вопросы остаются за кадром. А приведенное ниже фото публичного лоббиста кампании по верификации выплат Павла Розенко – не случайность, а знак  особого почитания к человеку, решившему разрубить этот гордиев узел. Разрубить, приостановив сотням тысяч пенсионеров из Донецка, Луганска, и других населенных пунктов востока Украины гарантированные законом выплаты.

6

Интересно, что  самопровозглашенных республиках вопрос получения пенсионерами «двойных выплат», — от Украины и «ЛНР/ДНР», также является предметом публичного обсуждения.

«Получает человек или не получает ту, украинскую пенсию – это его личные взаимоотношения с пенсионным фондом Украины. Мы на располагаем такой информацией. Если человек имеет право получать пенсию на территории республики, мы здесь выплачиваем. Для этого нужна прописка или справка миграционной службы ДНР. Какие у него отношения с ПФУ – его личное дело, мы эту информацию не собираем», — заявил нам сотрудник пенсионного фонда так называемой «ДНР».

В «ЛНР» ввели собственный механизм «верификации выплат», который заключается в фактическом списании, аннуляции пенсий в случае, если человек не является за своими деньгами в течение определенного срока.

Так, в соответствии с Постановлением «Совета Министров ЛНР» от 10 ноября 2015 года, выплата «республиканской» пенсии приостанавливается в связи с ее неполучением в течение 2-х месяцев подряд. Если человек по истечении этого срока обращается за восстановлением пенсионных выплат, например, вернувшись с подконтрольной Украине территории, ему начисляется только пенсия за текущий месяц, без доплат за прошлые периоды.

Однако, оставим постановления самопровозглашенных властей на совести боевиков.  Ведь главное отличие Украины от «ЛНР» и «ДНР» как раз и заключается в том, что она является государством, а это накладывает определенную ответственность.

Интересно также то, что, вставая на «пенсионный учет» в «ЛНР», человек обязан написать заявление о том, что не получает никаких пенсионных выплат, кроме «республиканских».

Как видим, по обе стороны линии разграничения власть предержащие люди всерьез озабочены тем, чтобы старики, не дай бог, не получали двойные выплаты. По сути же, даже этих денег пенсионерам едва хватает на приобретение самого необходимого — лекарств и продуктов питания.

Подводя итог повествования, хотелось бы в очередной раз напомнить, что общественные организации призывают Руководство Пенсионного фонда Украины прекратить позорную практику лишения прав граждан Украины ссылаясь на письма от боевиков, а также требуют восстановить приостановленные пенсионные выплаты и выполнять нормы закона и Конституции Украины.

«Получается очень странная ситуация: если мы не можем без судебного разбирательства признать факт рождения ребенка или факт смерти на неподконтрольной территории, или хотя бы принять к сведению данные о трудовом стаже со справки предприятия, расположенного в Донецке или Алчевске, невзирая на то, что их выдали боевики и никаких данных мы, органы власти, не признаем. Однако, между Пенсионным фондом Украины и боевиками идет официальная переписка, результатом которой является лишение граждан их конституционных прав. Так какая же тогда на самом деле причина непризнания документов? Простая экономия бюджетных средств на самых незащищенных слоях населения, тех, кто пострадал в конфликте? Надо дать честный ответ на этот вопрос не только собственным гражданам, но и международным партнерам”, – комментирует ситуацию координаторка Благотворительного фонда “Восток-SOS” Александра Дворецкая.

Кирилл Крот для Informator.media