Журналист Informator.media побывал в «выборных» районах Луганщины, чтобы узнать, чем живут люди в этом регионе, как проходила агитация и кому из кандидатов отдают предпочтение местные жители…
Фарс вместо волеизъявления
Разруха, безысходность, отчаяние. Именно так в нескольких словах можно описать ситуацию в северных районах Луганской области, входящих в состав избирательного округа № 114. Беловодский, Марковский, Меловской, Славяносербский, Станично-луганский и подконтрольная часть Новоайдарского района – крайний Северо-восток Луганской области. Аграрные районы северо-востока Луганщины также объединяет непосредственная близость к зоне боевых действий, тесные до недавнего времени, экономические и личные связи с соседним государством, и, конечно, выборы по 114-му одномандатному избирательному округу.
Выборы 2016 – самые громкие, жесткие и грязные за всю историю 114-го одномандатного избирательного округа. Такое впечатление высказывают и члены комиссий, и представители организаций, осуществляющих мониторинг выборов, и местные жители. По мнению представителей «Опоры», этот округ является самым проблемным на «довыборах-2016».
«Концерты были, пенная вечеринка для детворы, шашлыками нас кормили, много кандидатов приезжали агитировать. Но мы уже никому не верим, нам уже столько всего обещали, а жизнь наша с каждым годом становится только хуже», — рассказывает жительница Мелового Людмила.
На вопрос о том, какие проблемы региона вы считаете главными, местные жители упоминают и ужасные дороги, и непомерные тарифы на газ, и безработицу, и отсутствие рынков сбыта для сельхозпродукции.
И все же, в первую очередь избиратели округа №114 хотят мира. Причем это касается и прифронтовых Станично-Луганского, Новоайдарского района, и тех, кто проживает на относительно мирных территориях – в Меловском, Беловодском, Марковском районах. Мир и был одним из основных предвыборных обещаний большинства кандидатов.
Из 107 кандидатов, зарегистрированных на округе, почти половину считают техническими и непосредственно связанными с одним из фаворитов – Сергеем Шаховым. Следует отметить, что именно этого кандидата уличили в массовом подкупе избирателей. Так, его представители были замечены в массовой раздаче местному населению «помощи» в размере 200 гривен. С этой целью накануне выборов представители кандидата колесили по региону на автомобилях, имея при себе большое количество наличных денег и раздавая их местным жителям «под роспись». Тот факт, что ни местные правоохранители, ни руководство ОГА, ни конкуренты Шахова особенно не препятствовали этому, наталкивает на мысль, что округ попросту был «слит» под Шахова, как компромиссную фигуру, которая устраивала бы основных игроков на политической арене Луганщины.
Отметим, что Сергей Шахов – не единственный кандидат, практиковавший в ходе предвыборной кампании оказание «материальной помощи» избирателям. Но, обо всем по порядку.
Пятница. Перед тишиной. Беловодский район
Волею судьбы и согласно постановлению ЦВК, центром 114 избирательного округа в этом году стал ПГТ Беловодск – небольшой райцентр на севере области (ранее центр Округа располагался в пгт Станица Луганская). 12 тысяч жителей поселка составляют примерно половину населения всего района. При этом, согласно данным ОБСЕ, еще по состоянию на прошлый год здесь было зарегистрировано 35 тысяч переселенцев с неподконтрольной территории.
То, что в поселке много переселенцев, в основном из Луганска, отмечают и местные жители, которые рассказывают, что с наплывом внутренне перемещенных лиц жизнь тут стала гораздо оживленнее. Разумеется, не все переселенцы реально проживают в районе. Многие приезжают сюда для того, чтобы получить выплаты и вернуться на неподконтрольную территорию.
В предвыборные месяцы оживление в Беловодске достигло кульминации – кроме переселенцев, сюда же ринулись агитаторы, работники СМИ, некоммерческих организаций и так далее. Еще в мае было невозможно забронировать номер в местной гостинице, а местное население в 2-4 раза повысило стоимость аренды жилья в частном секторе. Наплыв людей значительно повысил доходы немногочисленных местных магазинов и учреждений общественного питания. Таким образом, предвыборная кампания позволила некоторым местным жителям хоть немного поправить свое материальное положение.
За несколько дней до выборов практически каждый столб, каждая стена, каждый информационный стенд в поселке пестрел агитационными листовками. Особенно среди них выделялись агитационные материалы кандидата от «Нашего края» Сергея Шахова и самовыдвиженца Андрея Лесика, обещающего избирателям «дружбу с российским народом», а также и «списавшего» программу у кандидата от Оппоблока Лебедева.
Период предвыборной кампании был насыщен различными мероприятиями. Некоторые, как, например, не особенно популярный в районе «свободовец» Игорь Швайка, просто проводили встречи с избирателями. Другие организовывали концерты, праздники и бесплатное угощение людей шашлыками или мороженым.
Один из кандидатов – Валерий Мошенский – сделал ставку на благоустройство: профинансировал установку в поселке скамеек, снабдил фельдшерско-акушерские пункты велосипедами и холодильниками.
В последний день агитации, 15 июля, кандидат из числа местных жителей, аграрий Юрий Деточка, организовал на местном стадионе «Дружба» концерт народного артиста Украины Павла Зиброва.
Другой кандидат-самовыдвиженец, Алексей Малеванец, в этот же вечер организовал в местном парке дискотеку для молодежи с лазерным шоу и пенной вечеринкой.
В самой ОВК, расположенной в местном ДК, тем временем напряженно трудились до позднего вечера – представители участковых комиссий получали бланки протоколов и бюллетени, решали организационные вопросы.
Суббота. Тишина. Меловской район
Меловской район – расположен непосредственно на границе Украины с Россией. Население района составляет 15 тыс. чел., около трети из которых проживает в районном центре. Сообщение с украинскими населенными пунктами оставляет желать лучшего: два раза в день ходит автобус до Северодонецка. Последний отправляется в 11:15 утра. Именно отсюда родом нынешний руководитель Луганщины Юрий Гарбуз.
Район примечателен тем, что находится прямо на украинско-российской границе и вплотную примыкает к российскому городу Чертково – одна из улиц поселка – «Дружбы народов», является одновременно границей двух государств.
До войны жители Мелового и Чертково беспрепятственно пересекали государственную границу – ходили в гости к родственникам, за покупками и просто на прогулку. На сегодняшний день, украинцы с местной пропиской по-прежнему беспрепятственно могут попасть в приграничный населенный пункт РФ, а вот россиян на украинскую территорию так запросто уже не пропускают. В начале «Улицы дружбы» расположен таможенный пункт пропуска, через который проезжают автомобили.
Аграрный поселок, где около трех лет назад прекратило работу последнее крупное предприятие – маслозавод – выживает за счет поездок людей на заработки в Россию. Местные жители жалуются на разбитые дороги – бич Луганской области, непомерные, учитывая уровень доходов населения, тарифы на газ, безработицу. Но главное, чего хотели бы практически все, с кем нам удалось побеседовать – «мира и стабильности».
«Закрытие границы», как тут называют ограничение перемещения граждан РФ в пгт Меловое, нанесло дополнительный удар по благосостоянию местных жителей.
«Раньше россияне постоянно приезжали к нам за покупками – им нравилось качество украинской продукции и цены, которые у нас несколько ниже. Теперь местные предприниматели потеряли этот рынок сбыта», – рассказывает хозяин одного из местных продуктовых магазинов.
То же самое подтверждают и на рынке, который раньше работал каждый день, а теперь открывается только два раза в неделю.
Хуже всего живется пенсионерам, которые, по понятным причинам, не могут выехать на заработки, и обрабатывать огороды тоже не всегда в состоянии. Поэтому 200 грн. от кандидата Шахова здесь были самым востребованным способом агитации.
В поселке расположено два избирательных участка – в местном ДК и Детской школе искусств. Член одной из двух избирательных комиссий, Людмила, рассказывает нам, что меловчане давно уже не верят в обещания политиков, а явка на выборах, по ее мнению, будет минимальной и не превысит трети избирателей.
«Во-первых, многие на заработках в России; во-вторых, посмотрите какая жара – дойти до участка будет тяжело, особенно, пожилым людям; в третьих – сейчас как раз сезон полевых работ. Многие просто не станут отрываться от них ради голосования», — рассказывает наша собеседница.
Она отмечает, что забытый всеми Меловской район никогда не видел такой яростной и оживленной предвыборной кампании – концерты, встречи, шашлык, пенная вечеринка – незаменимые атрибуты нынешних выборов на Луганщине. Из кандидатов местные жители, согласившиеся ответить на наши вопросы, выделяют Валерия Мошенского, снабдившего оборудованием местные фельдшерско-акушерские пункты.
В целом можно сказать, что среди местного населения царит апатия – многие вообще не собираются голосовать, а те, кто собирается, зачастую не готовы рассказывать, кому отдадут свой голос.
Воскресение. Выборы. Станично-Луганский район
Согласно данным ЦВК, всего на 114 округе зарегистрировано 197 избирательных участков. Часть из них находится на оккупированной территории и в прифронтовой зоне, поэтому в день выборов на округе открылись только 130 участков. Это почти на 30 больше, чем в 2014 году.
В частности, из соображений безопасности не было открыто значительное количество участков в Станично-Луганском районе. Не открылся ни один участок в самом прифронтовом райцентре. Тем не менее, в ряде населенных пунктов района голосование состоялось.
Станично-Луганский район серьезно пострадал во время боевых действий и имеет серьезные разрушения. В остальном это типичный аграрный район Луганской области – с частично разъехавшимся населением, экономической депрессией и разбитыми дорогами, которые, правда, то там то тут перекрыты блокпостами военных.
Из-за боевых действий и присутствия военных, некоторые представители местного населения с недоверием, а порой и враждебно настроены по отношению к Украине. Здесь, как и в других населенных пунктах Луганщины, когда спрашиваешь о том, чего люди хотят от власти, первый ответ большинства из них: мира.
На избирательном участке в школе поселка Ольховая к середине дня проголосовал только 141 человек из 1200 избирателей. Члены комиссии ожидают, что к концу дня явка не превысит трети от общего числа избирателей – и из-за жаркой погоды, и из-за общих настроений населения, и потому, что многие местные жители давно выехали из села и пока не вернулись.
Самый большой избирательный участок – более 2 тысяч избирателей – находится в Доме культуры села Валуйское, куда в день выборов приезжали кандидат от «Батькивщины» Ирина Веригина и народный депутат от этой же политсилы Надежда Савченко. Здесь, как и на других участках, утром в день выборов членов комиссии ждал сюрприз – на участок явились люди, заявляющие, что они – новые члены избирательных комиссий. При себе у них не было соответствующих подтверждающих документов. В результате были вызваны правоохранители, которые заполнили акты, а «второй состав» комиссии продолжал находится на участке во время нашего визита, сидя на стульях и наблюдая за процессом. Вероятно, таким образом кем-то из кандидатов внедрялась одна из технологий срыва голосования.
Вечером после завершения голосования гражданская сеть «Опора» заявила, что нарушения в ходе голосования не носили системного характера. Тем не менее, день выборов на Луганщине никак нельзя было назвать спокойным.
Понедельник. После голосования
18 июля Центризбирком заявил, что данные о явке избирателей по 114 округу до сих пор не получены. Позже ЦИК опубликовал данные, согласно которым на 114-ом округе проголосовало 63.07 процентов избирателей. Эта цифра сразу же вызвала сомнения у тех, кто присутствовал на участках или хоть немного разбирается в ситуации – в прифронтовой области, откуда многие местные жители попросту уехали, а другие не настроены были голосовать, явка просто не могла быть такой высокой. Позже соответствующее заявление сделали и представители гражданской сети «Опора», по мнению которых данные были завышены в результате ошибки. Тем не менее, по состоянию на 22:00 18 июля данные так и не были уточнены.
На этом приключения 114-й ОВК не закончились. Так, около 14:00 поступило сообщение о минировании окружной избирательной комиссии №114 в Луганской области.
Позже окружная избирательная комиссия остановила подсчет голосов из-за отсутствия кворума – после минирования члены ОВК, ориентированные на главу комиссии, представителя «Оппозиционного блока» Андрея Недяка ушли, ничего не объяснив коллегам. Представители участковых избирательных комиссий, который привезли в ОВК протоколы, вынуждены были ждать, пока работа комиссии восстановится.
В результате, по состоянию на 17:15 18 июля было обработано только 8,27 процентов протоколов. Лидером голосования предсказуемо является самый «щедрый» кандидат – Сергей Шахов с результатом в 40,49 процентов. Следом за ним с результатом в 21,13% шел Валерий Мошенский.
В завершение отметим, что фарс, увиденный во время посещения 114 избирательного округа, имеет мало общего с волеизъявлением народа. Запрещенные методы агитации, подкуп избирателей, нарушения в работе ОВК и попытки срыва его работы – все это делает выборы на 114 округе «самыми-самыми», причем, не в лучшем смысле этого слова.
Марк Кораблев для Informator.media