Задержание болельщиков «Зари» в Луганске: «охота на ведьм» продолжается

В оккупированном Луганске волна репрессий: сотрудники так называемого «министерства госбезопасности» объявили о задержании нескольких фанатов-ультрас украинского ФК «Заря». За «шпионаж» задержаны Владислав Овчаренко, Артем Ахмеров, Вячеслав Украинский, Дмитрий Крамаренко. У ребят была найдена символика «Азова», «Правого сектора», «Зари», и, кроме того, листовки, содержащие призывы к борьбе с оккупантами. Что стоит за очередной «охотой на шпионов» – разбирался Informator.media.

Задержание, «улики», «обыск»

О «задержании ультрас» заявил так называемый «министр государственной безопасности ЛНР» Леонид Пасечник, утверждающий, что «силовики» установили личности «остальных диверсантов», а в группу, по словам боевика, входят «до 32-х человек». «Министр», в частности, утверждает, что «данная организация относится к неофашистским группировкам, осуществляющим свою преступную деятельность на территории Украины», а члены «Ультрас Черно-белые» якобы даже «неоднократно проводили агрессивные и откровенно профашистские акции».

По словам Пасечника, якобы установлено, что «вербовка проводится через социальные сети представителями ГУР Министерства обороны Украины». «Министр» также убеждает, что «для диверсионной и агентурной работы» спецслужбами «используются подростки, которым отрабатываются задания по совершению деструктивных акций и сбору разведывательной информации, составляющей государственную тайну». По «горячим следам» боевики опубликовали в YouTube видеозапись так называемого «обыска» задержанных.

На видео запечатлены моменты «обыска», проводимого боевиками: в кадре видны спортивные кубки и украинская символика, листы бумаги с записями, мобильные телефоны и сим-карты МТС, некие расчеты и графики, а также символика «Азова».

«Уголовное дело»

Так называемое «МГБ ЛНР» опубликовало на своем сайте информацию об открытии «уголовного дела» в отношении задержанных ребят. В частности, в сообщении говорится о том, что «при проведении оперативно-розыскных мероприятий» якобы установлено, что в Луганске «была создана радикальная неонацистская группировка, являющаяся подпольным отделением батальона «Азов».

По словам представителей «ведомства», «задержаны её лидеры – Овчаренко Владислав Валерьевич, 1996 года рождения, Ахмеров Артём Олегович, 1997 г.р., в отношении которых возбуждено уголовное дело по статье 335 УК ЛНР (государственная измена в форме шпионажа)».

В «МГБ» утверждают, что «в ходе следственных действий уже установлены факты вербовки граждан Овчаренко В.В. и Ахмерова А.О. сотрудником Главного управления разведки министерства обороны Украины с позывным «Большой и Злой» и передачи информации, составляющей государственную тайну, а также  хранения символики батальона «Азов», «Правого сектора», ФК «Заря» («Ультрас Чoрно-бiлi»), распространения ими неонацистской литературы и листовок с призывами к свержению конституционного строя республики. Их деятельность финансировалась украинскими спецслужбами и праворадикальными организациями Украины».

Также в «мингосбезопасности» заявили, что проводятся проверки на возможную «причастность членов группировки к корректировке артиллерийского огня по Луганску в 2015 году», к «массовым убийствам на Майдане в Киеве, в одесском Доме профсоюзов», к провокациям и нападениям на «активистов» во время проведения референдума о «независимости» «ЛНР».

«Допросы» и «признания» задержанных

Боевики обнародовали видеозаписи «допросов» задержанных. Под давлением кремлевских наемников молодые люди дали «показания» против себя.

Так, Артем Ахмеров на видео «сознается» в сотрудничестве с украинскими спецслужбами. «Было конкретно обсуждение подрыва памятников «защитникам» «луганской народной республики» в сквере Памяти, это было в августе этого года, мы шли мимо, и Овчаренко предложил, что было бы неплохо подорвать этот памятник, на что я ответил: «Как ты это сделаешь?». Он ответил, что «было бы желание, все можно сделать», — добавил схваченный боевиками «ЛНР» молодой человек.

АХМЕРОВ

«В июне 2014 года я и мой товарищ из ультрас Владислав Овчаренко находились в Чугуеве, в тренировочном лагере для добровольческих подразделений. В тренировочном лагере мы узнали от наших ребят из движения, которые уже на тот момент, с мая 2014 года, находились в рядах батальона «Азов», — что там есть лагерь, в котором, пройдя подготовку, можно вступить в добровольческое подразделение», — говорит Артем.

Кроме того, на камеру боевикам «ЛНР» Артем рассказал о том, что якобы встречался с Никитой Рыбальченко, лидером луганского движения ультрас, с которым «договаривался», как снести памятники так называемым «защитникам республики». «Но он не называл мне имен, так как в случае моего провала я могу сдать этих людей», — рассказал парень на «допросе».

Дмитрий Крамаренко же во время «допроса» говорил об участии в кровавых событиях 2 мая 2014 года в Одессе и деятельности украинских добровольческих батальонов: «После всего этого переворота старшие из ультрас ЧБ пошли воевать в батальоны добровольческие. Знаю, что в «Азов» пошли многие из старших, которые были у нас на секторе. На данный момент на территории «ЛНР» остались еще лица, которые были участниками ультрас «Черно-белых» на седьмом секторе. Их около 30-40 человек осталось».

КРАМАРЕНКО

Кроме того, российские наемники также вызывали на «допрос» девушку Влада Овчаренко, который был 10 октября схвачен боевиками «ЛНР» вместе с Артемом Ахмеровым.

Девушка «призналась» в том, что «слышала разговоры по телефону» и «видела переписку в соцсети», якобы «подтверждающие подрывную деятельность» Овчаренко и Ахмерова. «28 августа Владислав Овчаренко утром сделал фотографию с флагом Украины на стеле «Я люблю Луганск», эта фотография пошла первой мне в личные сообщения… Я, наверное, думаю, работали просто для того, чтобы заработать деньги», — сказала девушка на камеру.

ДЕВОЧКА

Цитата из записи допроса самого Влада Овчаренко: «Неоднократно поступали предложения выехать на территорию Украины в город Северодонецк для прохождения «курса молодого бойца» и для подписания контракта с военной разведкой, скорее всего. Заработная плата, как они обещали, в районе 15 тысяч гривен».

Отметим, что сюжет с «признанием своей вины» Владом Овчаренко выпустил один из российских пропагандистских телеканалов.

ОВЧАРЕНКО

Кроме того, боевики опубликовали «признание» в «подрывной деятельности», якобы проводимой ультрас в оккупированной зоне Луганщины, еще одного задержанного – Вячеслава Украинского.

«После военных действий на территории «республики» осталось немалое количество бывших ультрас, которые поддерживали проукраинскую сторону и участвовали в тех или иных акциях в городе Луганск. Это видео с агитационными мотивами и фотографии с украинской символикой на узнаваемых местах нашего города», — сказал на «допросе» Вячеслав, «сознавшись» в том, что «принимал участие» в указанных «акциях».

УКРАИНСКИЙ

«Мы пошли в лес на квартале Ленком, там растянули баннер с изображением Олега Аксена, запалили дымы, перед этим Овчаренко сказал речь, после чего мы перешли на другое место, и там сожгли флаг «республики» на фоне растянутого баннера «Луганск – это Украина». Позже я догадался, что Овчаренко имел тесную связь с украинскими спецслужбами», — рассказывает Вячеслав на «допросе».

Заявления «Азова», «Чорно-Білих» и ультрас ФК «Заря»

Между тем, в сообщении полка «Азов», опубликованном на странице в социальной сети ВКонтакте, говорится о том, что задержанные боевиками «ЛНР» фанаты луганской «Зари» не имеют никакого отношения к деятельности батальона.

«Ни один из названных сепаратистами задержанных не был официально причастным ни к полку «Азов», ни к Гражданскому Корпусу «Азов», — сказано в тексте заявления.

Подчёркивается, что боевики «ЛНР» задержали подростков: «»ЛНРовские» террористы являются трусливыми и бесчестными, ведь «героически» им удалось задержать только подростков», — отметили в батальоне.

Кроме того, на странице в социальной сети Фейсбук опубликовано официальное заявление общественной организации «Чорно-Білі» и ультрас ФК «Заря».

«10 октября 2016 года представителями незаконных вооруженных формирований были задержаны четверо жителей Луганска. Им инкриминируют шпионаж, диверсионную деятельность и измену республике, которая создана путем террора и держит в страхе все мирное население оккупированных территорий. Исторической особенностью молодежи Донбасса всегда было, есть и будет противостояние любому виду оккупации. Факты истории демонстрируют множество ярких примеров подвигов, которые будут вдохновлять еще не одно поколение героев. Безусловно такими героями являются задержанные парни и мы сделаем все возможное и невозможное чтобы спасти их», — говорится в сообщении.

Представители движения опубликовали также ряд обращений в связи со сложившейся ситуацией.

«Не позорьте честь русского офицера! Вы прекрасно знаете, что задержали невиновных только за пару фотографий, наклейки и книжки. Общество прекрасно понимает, что вы раздуваете эту ситуацию с целью создания информационного повода, который бы заставил на время забыть об убийствах Цеплакова, Мозгового, Бетмена и.д. Это глупый метод демонстрации эффективности работы вашей организации. Отпустите детей и выйдете из этой ситуации с достоинством», — таково обращение к боевикам так называемого «МГБ» «ЛНР».

Обращаясь к жителям оккупированных территорий, в ОО «Чорно-Білі» и ультрас ФК «Заря» отметили: «Последние события все чаще и чаще демонстрирую ненависть к оккупационной власти, которая временно захватила наши земли. Каждый из вас видел кто и как обстреливал жилые кварталы, вырезали на металлолом предприятия, продавали старикам гуманитарку, пытали, калечили и убивали наших братьев и сестер. Теперь они прячутся за спинами детей, чтобы нанести очередной удар в информационной войне. В случае развития дела над арестованными детьми, выйти на митинги к зданию суда и не допустить очередных жертв брошенных на алтарь русского мира».

Адресовали свое сообщение представители движения и Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека: «Уважаемая Валерия Лутковская, просим принять экстренные меры по спасению из заложников граждан Украины, которые были задержаны 5 ноября 2016 года на территории Луганска. И инициировать решение данной проблемы в соответствии с обязательствами компетентных международных организаций».

А схваченным боевиками «ЛНР» ребятам адресованы такие строки: «Мы вас обязательно вытащим, не глядя на то что практически не знакомы. Используйте плен чтобы укрепить ваш дух и закалить волю, правда победит».

«Хакеры из США» и «пропитые деньги»

Боевики заявили о «кибератаке» «хакеров из США» на сайт «мингосбезопасности». Участники группировки утверждают, что «атака» последовала «вскоре после первых публикаций о разоблачении неонацистской группировки, созданной батальоном «Азов» и финансируемой украинскими спецслужбами».

Впрочем, боевики «не могут однозначно утверждать, что атака была произведена по прямой просьбе клиентов из Украины», однако якобы «нельзя не видеть связи» между появлением «разоблачающей информации» об «очередном провале спецслужб Украины в Донбассе» и так называемой «кибератакой». Никаких доказательств такой «связи» боевики, между тем, не предоставили.

Но и это еще не все. Боевики заявили, что в «МГБ ЛНР» «в рамках расследования дела в отношении фанатов-ультрас футбольного клуба «Заря»» якобы «выявили» «эпизоды подрывной работы на территории «республики» молодых людей, «завербованных спецслужбами и военной разведкой Украины». По словам боевиков, «Ахмеров и Овчаренко рассказали, что они регулярно получали от представителей украинской военной разведки и СБУ задания по сбору в «республике» сведений военного и политического характера», а «кураторы» им якобы «обещали денежное вознаграждение за шпионскую деятельность».

«У Влада Овчаренко был аккаунт в Twitter под ником «Луганська хунта». В этом аккаунте он репостил «азовский» аккаунт, также было понятно, что он проукраинский гражданин, а также является активным участником луганского движения «ультрас». На своем аккаунте он разместил пост о том, что хочет покинуть территорию Луганской Народной Республики и переехать в Киев. В этом посту он просил пересылать ему деньги, указав при этом номер моей карты. В течении нескольких месяцев удалось собрать порядка трех тысяч гривен», — цитируют боевики «признание» Артема Ахмерова.

«Пересылали разные люди, в том числе и Мария Варфоломеева. Собранные деньги я по мере поступления отдавал ему в рублях по действующему курсу… На самом деле Овчаренко никуда не собирался уезжать из Луганска, а тратил деньги на свои личные нужды: сидел в кальянной, пил пиво, тратил на свою девушку, а также спонсировал этими деньгами Украинского и Раскольникова», — приводятся слова Ахмерова на сепаратистском сайте.

«Добыть признание»

О том, что значит попасть в плен, большинство из нас знают только из романов и фильмов о войне. Реальная жизнь не обладает такой красотой, в ней редко случаются чудесные избавления, в ней порой есть кровь и боль. «Признания» на видео, какими бы убедительными они ни выглядели, часто скрывают за собой часы пыток, избиения, долгие дни и даже месяцы в застенках. О том, что такое «попасть на подвал» боевиков «ЛНР», рассказали те, кто, к несчастью, побывал в плену оккупантов.

О пережитом в застенках «МГБ» «ЛНР» рассказала луганская журналистка Мария Варфоломеева пробывшая в плену у боевиков 14 месяцев.

«Когда ты попадаешь туда, ты готов дать любые показания, лишь бы от тебя отстали. Ты согласен подписать любые бумаги, признаться в чем угодно, лишь бы все закончилось. Я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что к любому человеку, который попадает в «МГБ», применяются пытки, издевательства, избиения, то есть, физическое воздействие. Это у них норма… Когда меня допрашивали, я говорила: «Хотите, я признаюсь в убийстве Кеннеди?». Мне отвечали, что им «нужна правда». Но у меня не было никакой «правды», которая бы их устроила в качестве показаний. Слава Богу, ко мне не применялись пытки, но я знаю, что людей в застенках «МГБ», бьют, например, током, надевают пакет на голову задержанным, применяют другие, более тяжелые пытки… От меня им больше нужна была информация, скажем так, какие-то контакты, имена. Им не нужно было мое признание вины, думаю, это меня и спасло», — рассказала Мария.

«Людей, которые на таких «допросах» в чем-либо признаются, нельзя в чем-то обвинять, это неразумно и неправильно! Существует очень небольшой процент людей, скажем так, невосприимчивых к боли. Эти ребята, задержанные в Луганске, совсем не по доброй воле оговорили себя. Без помощи, взаперти, в полной власти захвативших их людей трудно требовать от них решительности и стоического молчания — и, кроме того, мы не знаем, что там с ними делали до того, как включили видеокамеру и посадили ребят перед ней. Не дай Бог кому-то оказаться в такой ситуации», — резюмировала Мария.

О своем опыте пребывания в плену боевиков «ЛНР» рассказал луганчанин, журналист Вячеслав Бондаренко.

«К сожалению, большинство людей, которые смотрят эти «чистосердечные признания», даже представить себе не могут – что остаётся за кадром. Я, в буквальном смысле, знаю на собственной шкуре, как выбиваются такие «откровения»: в мае 2014-го мне «посчастливилось» оказаться «на подвале» в захваченном боевиками «ЛНР» СБУ», — рассказал побывавший в плену боевиков журналист.

14938253_1252914174767036_53

Вячеслав Бондаренко после двух дней пребывания в плену у боевиков. Июнь, 2014 года.

«Допросы там ведут профессионалы, хорошо знающие своё дело: «ласточка», «слоник» и другие методы пыток из ментовского арсенала – всё идёт в ход. При этом – лицо не трогают, задержанный должен хорошо выглядеть на видео… За два дня «на подвале» меня превратили в «овощ». Если быть точным – в баклажан: я был весь синий от побоев… Очень надеюсь, что ребята избегут этой участи, но, поверьте, даже без побоев там могут выбить любые показания», — добавил Вячеслав.

«Охота на ведьм»

Показательные задержания в «молодых республиках» проводятся систематически.

Так, известная проукраински настроенная луганчанка Анна Ивановна Груша 23 августа этого года пришла поклониться к памятнику Тарасу Шевченко в центре оккупированного боевиками Луганска, после чего стала петь Гимн Украины. Во время исполнения Гимна к ней подошли две женщины и напали на Анну Ивановну, потом к расправе над патриоткой «подключились» и «силовики».

Боевики забрали старушку в «отделение полиции», но, несмотря на побои и издевательства, женщина, оказавшись на свободе, даже под пристальным наблюдением оккупантов не сдает позиций – собирается и дальше выходить на подобные акции, пусть и является их единственным участником.

Кроме того, недавно в оккупированном боевиками «ДНР» Донецке задержали якобы «активистку» организации «Правый сектор». Боевики «ДНР» заявили о том, что в Донецке поймана «участница запрещенных на территории «ДНР» организаций «Правый сектор» и «Организации украинских националистов» Лилия Коц. Участники этих организаций опровергли причастность задержанной боевиками девушки к указанным движениям.

Случаев проявления агрессии со стороны оккупантов против мирного населения множество. Боевики «ЛНР» и «ДНР» держат в страхе местное население, показывая на «наглядном примере», что может случиться с непокорными «новому режиму».

 

О правовой оценке действий оккупантов в отношении задержанных, а также о том, что может сделать украинская сторона в данных обстоятельствах, рассказала юрист Благотворительной организации «Восток SOS» Алена Лунева.

«Всегда сложно комментировать действия квази-государственных органов на оккупированной территории, поскольку даже при условии, что они прописали уголовное законодательство для своей “молодой республики”, оно не может в полной мере быть реализовано на практике. Любой закон имеет силу только тогда, когда есть государственные органы, которые его обеспечивают — следственные, судебные, уголовно-исполнительные. По сути, в существующей ситуации на территории так называемой “ЛНР” они “имитируют” уголовно-процессуальные действия — задержание, обыск, допрос, опрос свидетелей и другие, потому что не обеспечены базовые гарантии права на справедливое следствие и, в конечном итоге, суд», — подчеркнула Алена.

«Что касается задержанных “ультрасов” Владислава Овчаренко, Артема Ахмерова, Вячеслава Украинского, Дмитрия Крамаренко, то «следственные органы» так называемой “ЛНР” пытаются соблюдать некоторые процессуальные формальности и даже записывают видео с проведенными обысками и допросами, что, с одной, стороны, хорошо — поскольку желание делать “все по закону” и “на камеру” может быть одним из защитных инструментов для ребят (в том числе от пыток, жестокого обращения и т.д.). С другой — есть справедливые опасения, что из этого процесса будут делать показательный суд, и “наказание” будет несоразмерным», — акцентировала юрист.

«Безусловно, украинская сторона должна сделать все возможное для того, чтобы задержанные, которых пока четверо, но может быть и больше, попали в переговорный процесс по освобождению заложников. Однако данный процесс является достаточно закрытым, и с уверенностью говорить о том, что идут переговоры по тому или иному человеку,достаточно сложно. Именно поэтому общесвтенный резонанс дела может серьезно способствовать продвижению переговоров. Также нелишним будет обращение к международным миссиям, которые действуют на неподконтрольных территориях (Международного Комитета Красного Креста, Мониторинговой Миссии ООН по правам человека, ОБСЕ), для того чтобы они также проявили интерес к этому делу, посетили задержанных в местах содержания. Это будет дополнительной защитой для ребят и поможет гарантировать, что, несмотря на ситуацию, их базовые права не нарушаются», — резюмировала Алена Лунева.

Марина Курапцева для Informator.media