Реальная угроза: бывшие пленные рассказали, чем рискуют мирные жители, снимающие технику оккупантов

В последние недели, одновременно с обострением на фронте, в социальных сетях рядом блогеров активно распространяются посты с призывами к мирному населению — фотографировать технику боевиков на оккупированных территориях, и передавать другую информацию об оккупантах. Между тем, луганчане и дончане, побывавшие на подвалах «ЛНР» и «ДНР» , возмущены такими обращениями, и предупреждают жителей «республик» о серьезном риске для жизни. Informator.media собрал мнения бывших пленных и экспертов.

Призывы блогеров в соцсетях: «Отзовутся только патриоты»

Призывы к жителям оккупированных территорий написаны, по мнению экспертов, в несколько манипулятивном тоне: мол, если вы патриоты, то обязательно отзоветесь.

Такие посты писали блогеры Мир Олешко и Татьяна Романова.

Олешко обращался к мирному населению ОРДЛО так: «Нужны настоящие патриоты Украины, которые живут на оккупированной Россией территории на Донбассе, для помощи нашим воинам, ради как можно более скорого освобождения нашей земли. Пишите в лс».

1

Романова высказалась короче: «Мои друзья с оккупированных территорий отзовитесь. есть работа на благо Украины».

2

 

Между тем, по мнению людей, которые не понаслышке знают, что такое оказаться в плену боевиков, орудующих на оккупированной территории, такие призывы не просто непрофессиональны и возмутительны с чисто этической точки зрения, но и ставят жизнь мирных людей, откликающихся на «просьбы о помощи военным», под серьезную угрозу.

Отметим, что ни один из блогеров, распространявших подобные просьбы, не предоставил доказательств того, что действует от имени украинских военных, а также не написал ни строчки о каких-либо гарантиях безопасности для мирного населения.

Бывшие пленные: Не стоит рисковать жизнью ради чьих-то амбиций

Ситуацию прокомментировали бывшие пленные, освобожденные из тюрем «ЛНР» и «ДНР» в декабре прошлого года. Все они так или иначе проявляли социальную активность, и пострадали именно за проукраинскую позицию.

Луганчанин Эдуард Неделяев, который писал посты в Твиттере под ником Edward Ned, был задержан в оккупированном Луганске 22 ноября 2016 года. В тюрьме он провел 13 месяцев.

Напомним, основной причиной задержания Эдуарда в неподконтрольном Луганске стала его активность в социальных сетях. Хотя луганчанин и не считает себя блогером, но не отрицает – именно посты в Твиттере навели «МГБ» на его след.

Неделяев полагает, что степень риска оказаться на подвале во многом зависит от осторожности самих мирных жителей.

«Есть рассудительные люди, которые обдумывают каждый шаг, и осознают риски. Они сами принимают решение о том, как, что и где снимать, и кому передавать, минимизируя риски. А есть патриотические настроенные эмоциональные люди, которые готовы по первому призыву куда угодно выскочить, отснять и передать. Но нужно понимать, что они тут же будут наказаны за свою опрометчивость», — говорит Эдуард.

Неделяев добавил, что сложно предугадать, кто увидит обращения таких блогеров, кто на них откликнется, и соответственно, — сложно просчитать риски, которым подвергается мирное население.

Луганчанин Владислав Овчаренко оказался на подвале после сожжения так называемого «флага ЛНР», с которым он расправился вместе с земляком Артемом Ахмеровым, и, опять-таки, активности в Твиттере, отслеживающемся российскими спецслужбами. «Суд» в «ЛНР» осудил парня на 17 лет, из них в неволе Влад провел 14 месяцев. Столько же в тюрьме «ЛНР» находился и Артем, который по приговору получил 13 лет.

Луганчанин подчеркнул опасность сотрудничества мирного населения оккупированной территории Донбасса с неизвестными гражданскими людьми на свободной территории.

«Люди, которые распространяют подобные призывы, подставляют под удар мирное население оккупированных территорий. Кто-то может тут же, в комментариях под постом, ответить такому блогеру, мол, «давай, я согласен, буду помогать тебе», а потом его вычислят, и дальше – подвал, и непонятно, будет ли обмен, и вообще, узнает ли кто-нибудь о том, что человека задержали», — говорит Влад.

Кроме того, по мнению Овчаренко, «такие призывы в социальных сетях ставят под удар и дискредитируют работу Вооруженных сил Украины».

«Военные так не работают. Они не афишируют связи с мирным населением, и, если информация нужна, они уж точно не будут писать публичные посты, а тихо, и не привлекая внимания, найдут все, что им надо. И еще надо учитывать, что по факту такая информация, переданная блогерам, чаще всего не несет никакой пользы», — отметил Влад.

Он добавил, что российские спецслужбы проводят мониторинг социальных сетей, и фиксируют такую активность. И за неосторожность тут же следует расплата.

«Посты в социальных сетях мониторят спецслужбы, и я имею в виду не местные, «ЛДНР», а российские. Поэтому отклик на посты таких блогеров несет прямую опасность мирному населению. Патриотизм важен, но безопасность – прежде всего. Кому-то сотрудничество с населением оккупированных территорий поможет поднять рейтинг, добиться популярности, а кому-то оно может стоить свободы или даже жизни. Люди в оккупированных городах находятся под постоянной угрозой, и не стоит ее усиливать сотрудничеством непонятно с кем», — резюмировал луганчанин.

Владимир Фомичев, арестованный группировкой «ДНР» в оккупированном Донецке в начале 2016 года, более семи месяцев провел в подвале за якобы привезенные из Киева в оккупированную Макеевку две гранаты. В «ДНР» Фомичева осудили на два года. Владимир в числе первых отреагировал на обращения блогеров к мирному населению оккупированных территорий.

«Тут и говорить нечего. Если поймают, будет 321 ст. «УК ДНР». «МГБ» внимательно мониторит социальные сети, особенно Твиттер в последнее время. Выставлять какие-либо фотографии и видео с передвижением военной техники и ее местоположением нельзя. За это они могут арестовать. Государству это никак не помогает. Есть специальная служба, которая должна этим заниматься, и все должно происходить не публично», — акцентировал бывший пленный.

По мнению Владимира, «реагировать на вбросы всяких блоггеров, волонтеров и неравнодушных граждан нельзя, даже не смотря на всю красноречивость их призывов».

«Другой вопрос к самой группе вышеупомянутых граждан, — они либо нарочно, либо не понимая, сами подставляют ни в чем не виновных и немного доверчивых людей под тюрьму. Сидеть в тюрьме очень нелегко, и лучше не надо играть с судьбой», — убежден Владимир Фомичев.

Луганчанка, блогер Людмила Сурженко провела в местах несвободы в оккупированном Луганске около двух недель, но за это время подвергалась и пыткам, и психологическому прессингу. Задержали Людмилу 13 июля на подконтрольной боевикам «ЛНР» стороне блокпоста «Станица Луганская».

«Я считаю, что не стоит рисковать жизнью ради чьих-то амбиций. Кто-то получит славу и кучу негативных комментариев в адрес агрессора, а кого-то под дверью или на пустой улочке будут ждать ужасы из сталинского прошлого — палачи и убийцы из ФСБ-МГБ-ЛДНР. Любые специалисты по разведке скажут — разведка любит тишину. Победа всегда зависит от качества и полноты полученной информации из вражеского тыла. И эта информация имеет гриф: государственная тайна. Разведчики знают, что их успешная работа всегда зависит от их собственной осторожности и умения ориентироваться в опасном пространстве. А обычные люди не являются профессиональными разведчиками. Если разведчик вербует человека, который имеет доступ к тому, к чему не имеет доступа он, то всегда проинформирует о том, что будущая работа связана с риском для жизни, и никто не будет заставлять человека, если он, оценив свои возможности, откажется сотрудничать. Поэтому призывы блогеров к гражданскому населению оккупированных территорий по фотографированию вражеской техники я считаю провокационными и безответственными. На кону человеческая жизнь. Даже очень осторожный патриот Украины, который живет в оккупации, может «спалиться» в любой момент — не стереть фотографии из памяти телефона или компьютера, не уничтожить переписку», — говорит Людмила.

Луганчанка обратилась к населению оккупированных территорий с просьбой не подвергать свою жизнь риску.

«Друзья мои, сторонники Украины, живущие в оккупированных Луганске, Донецке и регионах. Никакие «Олешки» и другие «звезды» ФБ и Твиттера не стоят того, чтобы вы оказались на подвалах, или еще хуже — на том свете. Берегите себя», — резюмировала Мила.

Эксперты: Кто-то строит пиар-кампанию, а кто-то живет в оккупации под угрозой

Олег Котенко и «ГРУППА ПАТРИОТ» за годы войны освободили из плена оккупантов не один десяток украинских граждан. Между тем, по словам Котенко, снизить численность пострадавших вследствие задержаний можно, проявляя осторожность: жители оккупированной территории Донбасса должны осознавать риски, которым ежедневно подвергаются, и не усугублять их.

Олег Котенко подчеркнул, что блогеры, обращающиеся к мирному населению оккупированной зоны с просьбой о пересылке любых данных, подвергают серьезной опасности жизни тех, кто может откликнуться.

«Такие призывы однозначно подставляют мирное население оккупированных территорий. Непосредственно нашей организацией уже были освобождены из плена люди, которые попались оккупантам, когда передавали информацию украинской стороне. Их за это арестовывало «МГБ». Блогер – это тот, кто пишет тексты. Это не военный, не ответственное лицо. Если кто-то пишет такие посты, с этими людьми стоит, как минимум, поговорить, и разъяснить им опасность, которой они подвергают мирное население. Насколько мне известно, так уже давным-давно не делается, мирные жители, в общем-то, и сами не спешат принимать участие в подобном сотрудничестве, поскольку видят, что многие уже пострадали. Но всегда остается риск», — говорит Котенко.

Он акцентировал, что запрашиваемая блогерами информация — специфическая, полезна она может быть исключительно спецслужбам, и только при проведение определенной работы специалистами.

«Пока кто-то устраивает пиар-кампании к очередным выборам, или хочет подчеркнуть собственную значимость, мирные жители оказываются под большой угрозой. Те, кто работает серьезно, уже давным-давно ничего ни у кого не спрашивает, так как агентурная сеть в течение прошедших лет налажена, и потребность в написании публичных постов в Твиттере или Фейсбуке отсутствует. Кроме того, даже если подобные предложения публикуются в закрытых группах, они рано или поздно становятся открытыми для спецслужб Российской Федерации, и люди, согласившиеся сотрудничать, серьезно пострадают», — подчеркнул Олег Котенко.

Первый секретарь Национального союза журналистов Украины Лина Кущ убеждена, что призывы к жителям Донецка, Горловки или Луганска делиться необходимой для разведки информацией могут распространять через социальные сети только люди, абсолютно не представляющие реалий жизни в оккупации.

«Такие призывы – как минимум, безответственность. Я поддерживаю связь с людьми на оккупированной территории и знаю не одну историю, когда человека останавливали на улице за фото, сделанное телефоном, или бросали «на подвал» за попытку снять передвижение военной техники. Или даже за подозрение в том, что человек передает сведения украинским военным. Путем пыток и шантажа из человека выбивают признание в «шпионаже» и «государственной измене», он на долгие месяцы становится заложником. Во всех «местах несвободы» работают сотрудники спецслужб РФ, которые проверяют контакты человека в социальной сети, восстанавливают удаленную информацию, переписку и т.п. Все это ложится в основу обвинения», — подчеркнула первый секретарь НСЖУ.

По словам Лины, «особенно пристальное внимание со стороны силовиков на оккупированных территориях – к людям, которые часто пересекают линию разграничения по тем или иным причинам».

«Об этом мне рассказывали бывшие заложники. Поэтому все советы по цифровой и личной безопасности актуальны: не хранить в телефоне подозрительные фото и записи, не быть откровенными с незнакомыми людьми в социальной сети и т.д.», — говорит Лина Кущ.

По ее словам, несмотря на желание мирного населения оккупированных территорий приблизить момент восстановления украинского суверенитета, жизнью рисковать не стоит.

«Понимаю тех земляков, которые устали просто ждать возвращения Украины на Донбасс. Многие из них хотят что-то сделать уже сегодня для того, чтобы приблизить возвращение. Как выразилась одна моя собеседница: «Пусть только начнут нас освобождать, — мы изнутри поможем». Но одно дело – делиться информацией с человеком, которого вы знаете лично, доверяете ему, и другое —  бросаться на призыв неизвестного вам блогера, который такими постами лишь завоевывает себе популярность. Помните: блогер не несет ответственность за последствия. Даже моральную. Берегите себя, ведь нам с вами еще восстанавливать жизнь в украинском Донбассе», — резюмировала Лина Кущ.

На фото: обыск представителями «МГБ» после задержания нескольких фанатов-ультрас украинского ФК «Заря».

Марина Курапцева, для Informator.media