В Минске беларуская милиция требовала от задержанного украинского волонтера и журналиста Константина Реуцкого выдать свою «агентурную сеть».
Об этом Реуцкий рассказал в интервью журналисту Informator.media.
«Нас сразу обвинили в том, что мы приехали экспортировать сюда украинскую революцию. И на полном серьезе требовали, чтобы мы выдали им свою агентурную сеть. Но у нас нет агентурной сети в Беларуси и выдавать нам нечего. Но нам за это угрожали насильственным исчезновением. Говорили, что нас постигнет такая же судьба, как и белорусских оппозиционеров 1990-х: Гончара, Захаренко и Завадского. Или как несколько десятков пропавших активистов этого протеста, о которых до сих пор ничего не известно. Таким образом, они намекали, что практикуют насильственное исчезновение и физическую расправу. Сейчас в Беларуси нашли повешенным в лесу болельщика одной из футбольных команд, ультрас. Его тело не дали осмотреть родственникам, его похоронили в закрытом гробу. Вероятней всего, он также был замучен в лукашенковском гестапо», — отметил Реуцкий.
По его словам, в Минске исчезли многие участники протестов, а некоторых из них нашли мертвыми.
«На днях найден еще один из считавшихся пропавшими, 53-летний рабочий из Минска, найден мёртвым в центре города, возле торгового центра «Рига», после того, как был похищен во время акции. Больше десятка людей числятся пропавшими до сих пор. Я боюсь, что найдут не всех, на что и намекают милиционеры. Милицейской системе дана команда продемонстрировать максимальную жестокость, морально уничтожить задержанных и демотивировать людей участвовать в протестных акциях», — добавил Реуцкий.
Как отметил правозащитник, некоторые из задержанных подверглись изнасилованию.
«Один из задержанных с нами говорил об изнасиловании. Этого молодого человека омоновцы прямо на улице начали насиловать резиновой дубинкой. Вырезали ему ножом квадратом заднюю часть брюк, потому что он отказался называть им пин-код своего телефона. От других задержанных и правозащитников стало известно, что это распространенная практика. Всё время до момента нашего освобождения никто не знал, где мы находимся. Мы 20 часов находились в Советском РОВД, утром нас, предварительно избив при этапировании, вывезли в изолятор «Окрестино». Там уже не было мест не только в камерах. В камерах на шесть человек находилось по двадцать и более людей. Не было мест даже в прогулочных двориках, и нас целый день продержали, положив лицом вниз, во дворе изолятора. В таком положении мы провели еще часов 15. После нас завели вовнутрь, начали оформлять. Всего в ту ночь выпустили около 2000 человек из числа задержанных.
Система превысила свои возможности, людей было негде содержать, а ожидалось, что в ближайшие дни будет новая волна протестов. План был такой, что снова пропустить несколько тысяч человек через эту мясорубку. Нас выпустили, не вернув ни телефоны, ни наши вещи, ни документы. Мы оказались в положении, когда мы не можем ни выехать из страны, ни поселится в гостиницу. Но уже утром мы были под защитой украинского посольства. На следующий день консул помог нам вернуть документы, и через сутки на дипломатическом транспорте нас доставили на территорию Украины», — добавил Реуцкий.
Полную версию интервью с Константином Реуцким о протестах в Беларуси, задержаниях и «лукашенковском гестапо» читайте здесь: https://informator.media/archives/330457