Заявки на участие в блокаде Донбасса подали уже около 800 человек, и ее масштабы будут увеличиваться. Об этом заявил экс-командир батальона «Айдар» Валентин Лыхолит в эфире UMN. А начальника штаба блокады торговли с оккупантами Анатолий Виногродский уверяет, что «нас пытаются привести к мягкой капитуляции перед агрессором».
«Сейчас волонтеры привезли нам провизию, парней поддерживают… Отозвались волонтеры Кировоградской области, Черкасской области. Центральная Украина спрашивает, что надо. У нас дали заявки на участие в блокаде 800 человек, именно ветераны. Некоторые спрашивали, платим ли мы деньги, я сказал, что нет», – сообщил Лыхолит
По его словам, некоторые не смогли принять участие в блокаде, потому что надо где-то зарабатывать деньги, но подчеркнул, что военнопленным тоже не платят денег.
Экс-командир «Айдара» добавил, что масштабы блокады будут расширяться. «Мы начали с Луганской области и сейчас разведчиков завели в Донецкую область. Они сидят, пишут, где именно, пишут» – отметил Лыхолит.
Издание «Ведомости-Украина» побеседовало с начальником штаба блокады торговли с оккупантами Анатолием Виногродским.
«Наша задача – остановить грузопотоки на неконтролируемую Украиной территорию, не только по Луганской, но и по Донецкой области. Поэтому на сегодняшний день мы собираем всех наших побратимов, всех людей, которые нас поддерживают, всех людей, которые понимают, что нас пытаются привести к мягкой капитуляции перед агрессором. Собственно говоря, те люди, которые занимаются этой торговлей – они уже закончили эту войну, у них уже все хорошо и теперь в рамках минских соглашений у них остался один маленький вопрос: как организовать легитимность торговли с террористическими организациями, с оккупантами?», — подчеркнул начальник штаба.
Виногородский уверяет, что «блокада не является политическим действием». «Депутаты, которых мы пригласили (депутата Парасюка лично я пригласил, потому что мы рядом с ним воевали под Илловайском), они являются контролирующим органом содействия представителей власти в этой стране, — заявил он. — Поэтому он может озвучивать те мысли, которые приходят ему в голову. Действие штаба блокады немного другое. Мы сказали о том, что мы будем делать, а как мы это будем делать – мы никому не рассказываем для того, чтобы не было противодействия, так сказать, используя фактор внезапности».
Наштаба повторил цели блокады: «Первое — освобождение всех наших военнопленных, всех до единого, независимо от того, какому ведомству или не ведомству они принадлежат. Нас не интересует, как это будет сделано, нас не интересует, кто за это будет отвечать, и на кого их буду менять или просто так отдадут. Вот и все наши требования, прежде всего, военнопленные. Второе, это возвращение под контроль нашей территории, которая захвачена сейчас страной-агрессором и управляется с помощью наемников, находящихся на оккупированных территориях, поэтому цели долгосрочные, поэтому до полной победы».
На вопрос, кто финансирует штаб, Виногородский ответил так: «До последнего времени наш штаб финансировался нами самими, до тех пор, пока мы не начали активную фазу блокады Луганской области. Здесь мы столкнулись с большими расходами, в связи с температурным режимом, в связи с тем, что мы находимся в полевых условиях, поэтому был открыт расчетный счет, на который все желающие могут присылать средства, а также мы выставляем – есть открытая страничка на Facebook: называется «Штаб блокады торговли с оккупантами», где мы описываем наши потребности и где, соответственно, будут вестись отчеты о полученных средствах и израсходованных».
Напомним, 25 января ветераны АТО заблокировали железную дорогу Луганск — Попасная в рамках торговой блокады оккупированных регионов Донбасса, в результате действий ветеранов АТО было заблокировано движение 12 поездов с общим количеством 700 вагонов.
Добавим, информацию о блокаде подтвердила и спикер полиции области Татьяна Погукай, которая отметила, что оценку действиям бывших бойцов АТО и народных депутатов, которые заблокировали железную дорогу в Луганской области на линии разграничения, должны дать СБУ и Генеральная прокуратура Украины.
Сведения по данному факту внесены в ЕРДР с предварительной квалификацией ч. 1 ст. 279 УК, это блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, которое нарушило нормальную работу транспорта. Наказание предусматривает штраф от 50 до 150 необлагаемых минимумов или исправительные работы до 2 лет, или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет.
Участники блокады Донбасса выдвинули свои условия: сначала меморандум, затем — уголь.
Юрист БО «Восток-SOS» Левон Азизян озвучил пять аргументов против т.н. «блокады торговли с оккупантами».